Стратегия пространственного развития России до 2025 года, поделившая страну на 12 макрорегионов, должна способствовать развитию инфраструктуры, естественных монополий и социальной сферы, но при этом может подстегнуть конкуренцию регионов. Такое мнение корреспонденту ИА REGNUM высказал доктор политических наук Владимир Слатинов.

Документ был утверждён премьер-министром правительства РФ Дмитрием Медведевым. Центральный федеральный округ был поделен на два макрорегиона — Центральный и Центрально-Чернозёмный. В состав Центрального вошли Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области и город Москва. В Центрально-Чернозёмный макрорегион включены Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая и Тамбовская области.

По мнению эксперта, состав Центрально-Чернозёмного макрорегиона сложился задолго до появления стратегии, и их новый статус может открыть новые возможности для областей.

«Об этом не так давно шла речь, и соответствующие проекты уже рассматривались. Идея экономического территориального планирования в макрорегионах, которые еще в советское время «нарезаны» — по крайней мере в отношении центрального Черноземья — фактически реанимирована. Мы понимаем, что всё-таки ЦФО — это скорее административно-политическая единица, а как экономические единицы федеральные округа не состоялись. Это совершенно естественно, потому что они не задумывались как экономические единицы, а задумывались, как некие политико-территориальные, с тем чтобы обеспечить политическую управляемость в стране, а потом они уже превратились больше в инструмент политического и административного управления, нежели в какие-то состоявшиеся экономические единицы», — отметил политолог.

Сначала — дороги, затем — экономическое «братство»

Первым ощутимым эффектом создания макрорегионов должно стать создание инфраструктуры, облегчающей коммуникацию субъектов. Политолог считает, что без решения проблем в этой сфере об экономическом партнёрстве говорить рано.

«Возвращение к экономическим регионам — естественно, так как эти регионы более органичны с точки зрения территориального экономического планирования. В условиях рыночной экономики и отсутствия централизованного планирования механизмы формирования макрорегионов косвенные, а не прямые, и прежде всего связаны с развитием инфраструктуры. Могу сказать сразу, что в значительной степени от этого будет зависеть успех макрорегионов — состоятся они или нет. Формирование инфраструктуры будет вписано в национальные планы — в том числе и в нацпроекты, связанные с формированием транспортной, логистической инфраструктуры. Если у нас Центрально-Чернозёмный экономический округ во главе с Воронежем, то государство должно сделать что-то, чтобы эта территория возникла как органически развивающаяся, чтобы развитие регионов поддерживало друг друга.

В документе также отражено развитие естественных монополий. Достаточно вспомнить, например, отсутствие нормального железнодорожного сообщения между Курском и Воронежем, Белгородом и Воронежем. Эти ветки очень старые, и поезда ходят очень медленно. То есть если мы говорим о формировании полноценной экономической зоны, то необходимо, чтобы наши естественные монополии в своем территориальном планировании исходили из этой задачи, то есть формирования общего пространства, где люди, компании, хозяйственные единицы могут взаимодействовать, используя инфраструктуру и те возможности, которые предоставляет естественная монополия», — заявил Владимир Слатинов.

Выживает по-прежнему сильнейший

Объединение в макрорегионы в перспективе должно способствовать появлению социальных объектов межрегионального масштаба. В этой сфере важна поддержка государства — не только в выделении средств, но и в их равномерном распределении.

«Речь идет также о стратегии развития образования и социальной сферы. Здесь государство напрямую очень часто вкладывается: например, распределяет бюджетные места, поддерживает университеты, принимает решение о строительстве крупных социальных объектов межрегионального значения. Государство, конечно, должно в таком случае ориентироваться на необходимость создания соответствующих пространств в этих макрорегионах.

Если стратегия формирования этих территориальных единиц станет реальностью и если ресурсно она будет обеспечена, то Воронеж как столица этого региона, конечно, выиграет. Он будет притягивать и рабочую силу, и капиталы — вопрос в готовности государства и естественных монополий это делать, и в том, будет ли нормально развиваться инфраструктура сообщения той же Воронежской области и города Воронежа с другими крупными центрами Центрально-Чернозёмного экономического региона», — подчеркнул эксперт.

Развитие транспортной инфраструктуры упростит передвижение между регионами, что может привести к усилению трудовой миграции. Но может возникнуть и «побочный эффект» — отток молодёжи, студентов и молодых специалистов в более развитые экономические центры усилится. Чтобы не стать аутсайдерами в своём макрорегионе, административным субъектам нужно будет конкурировать с соседями.

«Парадокс создания этих регионов: с одной стороны, этот механизм создаёт возможности в рамках этой зоны — например, более активно передвигаться, более активно развивать собственное дело. А с другой стороны, в этой конкуренции будут выигрывать сильнейшие, такая опасность существует. Но это должно подстёгивать других к увеличению своей конкурентоспособности. Есть ещё важный момент: когда государство будет принимать решение о создании инфраструктурных объектов, когда естественные монополии будут те или иные объекты строить в регионах, когда будут распределяться бюджетные места в вузах и приниматься решения о строительстве крупных социальных объектов — необходимо задуматься о том, чтобы это было не только в «столицах» экономических округов. Но при этом должна быть облегчённая логистика, возможности коммуникаций», — считает политолог.

Первые шаги

Вместе с фактическим возрождением советского деления областей на более крупные экономические единицы стоит обратиться также к прошлому опыту создания организаций, которые будут координировать их действия с учётом региональных особенностей.

«По идее, следующим шагом в этом деле должно быть формирование неких координирующих и прочих ассоциаций, координирующих органов. Они, кстати, были в девяностые и начале нулевых, но вымерли, потому что фактически умерла эта идея регионов и реальностью были округа. Сейчас этот процесс государство может как-то подстегивать — формировать в рамках макроэкономического региона соответствующие гражданские структуры, ассоциации, предприятия, которые бы обсуждали проблемы развития Черноземья. Это важный и интересный момент, и центром этого может стать Воронеж, у него есть определённая перспектива».