После вступления Литвы и Польши в Европейский Союз с 1 мая 2004 года на их территориях будет действовать союзное право по железнодорожному транспорту. Границы с Германией, Чехией, Словакией и Литвой станут внутренними границами ЕС, в то время как границы с Россией, Белоруссией и Украиной будут составлять внешнюю границу ЕС. Как сообщили ИА REGNUM в департаменте по связям с общественностью ОАО "Российские железные дороги", железные дороги Литовской республики (ЛГ) и Республики Польша (АО "ПКП Карго"), присоединившись к Конвенции о международном железнодорожном сообщении (КОТИФ), являются одновременно участницами Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) и имеют право на переоформление перевозочных документов с одного транспортного права на другое (ЦИМ/СМГС).

Порядок оформления перевозочных документов с 1 мая 2004 года останется без изменений - перевозки грузов из стран - участниц СМГС в Литву и Польшу и в обратном направлении будут оформляться накладной СМГС на весь путь следования. Перевозки грузов из стран - участниц СМГС в страны - участницы ЦИМ транзитом по железным дорогам Литвы и Польши будут осуществляться, как и ранее, с переоформлением перевозочных документов с одного транспортного права на другое на пограничных станциях. Железные дороги Литвы, являясь участников СМГС и ЦИМ, имеют право на переоформление накладных одного международного транспортного права на накладные другого международного транспортного права, что создаст возможность перевозок грузов между странами, участвующими в разных системах международного железнодорожного транспортного права. Что касается особенностей таможенного оформления, то, по информации АО "ПКП Карго" (Польша), на внутренней границе ЕС в соответствии с принципом свободного перемещения грузов таможенный досмотр производиться не будет. Однако, грузы, ввезенные на территорию Польши, выборочно будут подвергаться таможенному досмотру государственными службами, сотрудничающими с органами таможенной администрации. На пограничных станциях Польши, расположенных на внешней границе ЕС, таможенный контроль будет осуществляться в соответствии с решениями Совета (ЕС), устанавливающего Союзный таможенный кодекс, а также в соответствии с внутренними таможенными правилами Республики Польша.

В соответствии с вышеуказанными правилами грузы, поступившие на территорию Польши железнодорожным транспортом из стран, не являющихся членами Европейского Союза, при перемещении по территории ЕС по накладной ЦИМ подвергаются упрощенным процедурам таможенного транзита. В то же время, контроль на внешних границах ЕС будет осуществляться таможенными органами, сотрудничающими с органами Инспекции по охране растений и семеноводства, Ветеринарной инспекции, Инспектората защиты среды, Санитарной инспекции, а также Инспекции по качеству сельхозпродуктов. Государственная служба охраны растений Литвы сообщила, что с 1 мая 2004 года перевозка грузов, подлежащих фитосанитарному контролю (зерно, продовольственные товары, корма, семена и т. д.), будет осуществляться на станциях Кибартай, Кяна. Для ввоза и транзитного следования грузов, подлежащих ветеринарному контролю, к партии товара должен быть приложен оригинал ветеринарного сертификата, который выдается службой страны-экспортера и ветеринарный документ на ввоз (ВДВ), состоящий из двух частей. Первая часть документа заполняется на одном из официальных языков ЕС отправителем или экспедитором и направляется с грузом на входную пограничную станцию. Ветеринарный сертификат должен быть оформлен на каждую отправку, а при перевозке группы вагонов по одной накладной СМГС на каждый вагон.

Древесина, ввозимая через пограничный переход Беняконе - Стасилос из Сибири (с Западно-Сибирской, Восточно-Сибирской и Красноярской магистралей), должна перевозиться в крытом подвижном составе или укрыта тентом - лесоматериалы могут быть источником распространения вредителей и болезней леса. При перевозке древесины из европейской части и через пограничный переход Гудогай - Кяна указанные требования предъявляться не будут. Через погранпереход Пагегяй - Советск перевозка грузов, подлежащих фитосанитарному контролю, осуществляться не будет. С начала мая на пограничных станциях Литвы будут присутствовать представители ЕС, в обязанность которых входит надзор за надлежащим исполнением правил транзита.