Госдумой в первом чтении приняты поправки в Налоговый кодекс и закон «О таможенном тарифе», которые подразумевают завершение большого налогового маневра в нефтяной отрасли в течение шести лет. Ко второму, основному чтению законопроектов готовятся поправки. Однако сегодня стало известно, что сразу несколько представителей отрасли обратились в правительственные структуры с письмами, в которых просят предоставить модернизируемым предприятиям отрасли льготный период для возможности возврата кредитов: под угрозой оказалась не только модернизация производства, но и социальная стабильность в ряде регионов. «Просим Вас рассмотреть возможность переноса сроков завершения налогового маневра на три года или пересмотра параметров налогового маневра с целью неухудшения экономических условий для нефтеперерабатывающих предприятий», — говорится в обращении компании к вице-премьеру Антону Силуанову.

В распоряжении издания МК оказались обращения АО «ФортеИнвест» (оно является акционером завода «Орскнефтеоргсинтез») и АО «Адамас» (акционер Краснодарского завода). Оба — стратегические предприятия для своих регионов. Оба — крупные налогоплательщики, обеспечивающие рабочими местами тысячи семей.

Логика производителей топлива понятна. Повышение налогов в нынешних условиях станет губительным для большинства независимых нефтеперерабатывающих заводов, которые несколько лет назад взяли кредиты на создание современной нефтепереработки. В случае закрытия независимых переработчиков рынку угрожает монополизация со стороны вертикально интегрированных производителей.

Заводы, оказавшиеся под ударом с перспективой принятия поправок, во многих случаях градообразующие: это крупные плательщики налогов в региональные бюджеты, за счёт которых живут многотысячные города. Разумеется, выгоды для федерального бюджета от налогового маневра «затмят» проблемы региональных бюджетов, однако это вызовет рост социальной напряженности в небольших городах, возникнут проблемы и у банков-кредиторов, ставя под вопрос стабильность финансового рынка.

Производители нефтепродуктов ставят вопрос и о ценах на топливо — коллапс независимых предприятий может вызвать очередной всплеск цен на рынке, и не до конца понятно, как это отразится на социальной стабильности в целом по стране. Вряд ли позитивно.

Руководители обоих предприятий бьют тревогу. Однако есть и выход. Производители предлагают отсрочить введение в силу поправок для отдельных предприятий отрасли, проходящих процесс модернизации, чтобы у заводов было время завершить создание современных производств и рассчитаться с кредитами. В таком случае, по их мнению, не пострадает никто. Просьбу рассмотреть перенос сроков завершения налогового маневра или его параметров авторы письма завершают уверением: «Со своей стороны гарантируем обеспечение внутреннего рынка максимальным количеством качественного моторного топлива с целью недопущения роста цен».