В прошедшие выходные в таллинском элитном районе Нымме, населенном преимущественно эстонским населением, эстоноязычная молодежь в количестве свыше 40 человек, пыталась организовать погром в расположенном рядом районе со смешанным населением. Вооруженная палками, бейсбольными битами и ножами толпа приставала к прохожим, выясняя, не русские ли они, и обещая "наказать русских ровесников" за "постоянные ограбления и кражи которые держат в страхе все окрестности".

Хулиганских действий на межнациональной почве удалось избежать благодаря оперативному вмешательству таллинской полиции, которая получила от жителей района сигнал о поведении агрессивной молодежи. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе полиции, в задержании и разоружении погромщиков принимало участие тридцать полицейских спецназовцев и десятки патрульных машин. Полиция задержала для выяснения личности несколько зачинщиков и изъяла около десятка бейсбольных бит, деревянных палок и других предметов, предназначенных для драки. У одного из участников акции полицейские обнаружили самодельное взрывное устройство, степень опасности которого выяснит экспертиза. Еще у одного из молодых людей нашли боевой патрон. Полиция опровергла утверждения эстонцев о том, что русские якобы совершают воровские набеги на Нымме. "Ничего подобного не происходит, больше того - за последнее время число подобных преступлений резко сократилось", - подчеркнул в интервью "Eesti Paevaleht" руководитель полиции Лыунаской части Таллинна Реймо Райвет (Reimo Raivet). Он добавил, что среди задержанных за последнее время правонарушителей в районе Нымме были и эстонцы, и русские.

"Нынешний случай - исключение из общего правила", - заявил корреспонденту ИА REGNUM политический советник министерства по народонаселению и этническим вопросам Аарне Веедла (Aarne Veedla). "Я не вижу в этом никакой тенденции. Наоборот - интеграция русского населения в эстонское общество идет фантастическими темпами, приятно выделяясь на общеевропейском фоне. Не случайно, что в Эстонии за пару лет полностью исчезли партии, основанные по языковому принципу и национальной принадлежности", - сказал он Веедла заявил, что эта ситуация похожа "на раздувание мухи из слона". "У нас нет таких проблем вообще. Скорее всего, в этом конфликте была заложена не национальная, а бытовая основа. И наверняка в той группе были и русские", - считает он. Он также напомнил, что в Эстонии никогда не было таких погромов, какие случились в последнее время в различных городах России, а тем более жестоких убийств инородцев. Признавшись, что у министерства нет статистики подобных конфликтов и программы профилактики и контрпропаганды межэтнических конфликтов среди молодежи, Аарне Веедла возложил всю ответственность за предотвращение таких драк на полицию и МВД страны: "Наше ведомство занимается вопросами интеграции, получения гражданства, изучения государственного языка, а также здорового образа жизни против наркотиков, алкоголя и табака". Веедла добавил, что министерство очень бы хотело, чтобы в эстонской юридической системе появились бы так называемые "судьи по молодежи", которым близка данная проблематика и которые являлись бы специалистами в этом вопросе.

Советнику ведомства, руководящего процессами интеграции, удалось вспомнить еще один из межэтнических конфликтов, случившийся два года назад в Палдиски, бывшем советском военном городке, населенном преимущественно русскими семьями. Эстонские военные из числа эстонского миротворческого батальона устроили показательную проверку населения на знание государственного языка. Все, кто отвечал, по мнению "военных-контролеров", неудачно, получали удар по лицу - досталось нескольким пенсионерам, затем избиению подверглись посетители местного русского кафе. Инцидент не получил широкого освещения в прессе, не было и наказанных из числа военных в судебном порядке, с местным населением, по словам Веедла, была проведена "профилактическая беседа" и конфликт был исчерпан. Редактор единственного в Эстонии СМИ осветившего это событие, Аркадий Присяжный был вынужден уйти в отставку, и был отмечен в рапорте эстонских спецслужб как "неблагонадежный элемент, нанесший фактом публикации ущерб международному престижу Эстонии".

Напомним, пресс-секретарь Западной префектуры полиции заявил в интервью газете "Вести", что последний раз русские и эстонские подростки сталкивались и в Пярну немногим больше года назад. Другое противостояние молодежи на межэтнической почве произошло осенью 2001 года, когда возник конфликт между эстонскими и русскими школьниками в Ыйсмяэ и Ласнамяэ - двух таллинских районах. Крупная драка состоялась возле пруда в Ыйсмяэ, затем ожидались массовые беспорядки среди молодежи Ласнамяэ, крупнейшего жилого района Таллина, населенного преимущественно русскими. Однако, полиции удалось разогнать противостоявшие толпы русской и эстонской молодежи.

Стоит отметить, что министр внутренних дел Эстонии Маргус Лейво, (Margus Leivo) комментируя прессе визит в Эстонию верховного комиссара ОБСЕ Рольфа Экеуса 18 марта 2004 заявил, что МИД России представил верховному комиссару ОБСЕ ложную информацию о наличии межнациональных конфликтов в Эстонии. "Я полагаю, что в Москве ему рассказали о событиях трехлетней давности, когда в таллинском районе Ласнамяэ противостояли друг другу какие-то молодежные компании", - предположил Лейво, выразив уверенность, что представителю ОБСЕ в Москве выдумку выдали за истину. - Тогда всю историю удалось уладить с помощью полиции, но это было уже давно, и мне кажется, что в Москве Экеуса просто ввели в заблуждение. В действительности, сейчас в Эстонии ничего этого нет, и Экеус сам смог убедиться в этом".

"Хотя явного конфликта нет, но это не значит, что он отсутствует", - заявил корреспонденту ИА REGNUM Дмитрий Кленский, член центристской фракции таллинского городского собрания, автор многочисленных статей о межэтнических проблемах. "Уголек конфликта тлеет внутри, и ситуация может если не взорваться, то ее могут взорвать - и с этой, и с другой стороны", - считает он. Кленский напомнил данные социологических опросов, по которым русская молодежь имеет в 3 раза меньше шансов, чем молодежь эстонская, на лучшую работу, зарплату и условия жизни. "В стране существуют две общины, одна из которых находится в явно привилегированном положении. Русские фактически вытеснены из политической и общественной жизни Эстонии", - сказал он. Кленский напомнил, что русская молодежь не всегда готова соглашаться на пассивную роль. Так, она явно пошла против эстонского большинства, когда 30 марта прошлого года организовала массовый пикет у посольства США в Таллине, протестуя против войны в Ираке - около 500 человек беспрепятственно прошли с Ратушной площади к посольству - хотя митинг не был санкционирован - и забросали помидорами и яйцами здание посольства. По словам Кленского, полиция в ситуацию не вмешивалась. Затем, по словам Кленского, несколько провокаторов из толпы стали бить и переворачивать посольскую машину, и это стало сигналом к полиции применить разгон всей демонстрации силовыми методами. Были задержаны 11 человек, которые были подвергнуты жестокому обращению. Пресса также в те дни сообщала, что таллиннская полиция задерживала и помещала в КПЗ десятки молодых людей исключительно русской национальности, которые не имели к посольским событиям никакого отношения и находились вдали от места конфликта. По мнению Кленского, именно жестокие действия полиции и вмешательство полиции безопасности КАПО предопределили то, что планировавшиеся неоднократные массовые акции протеста русской молодежи в Эстонии не могли состояться.

В интервью ИА REGNUM пресс-секретарь Департамента Полиции Яна Жданович (Jana Zhdanovits) сообщила, что статистика таких стычек крайне бедна. Хотя она и не исключила, что часть стычек проходит мимо полицейских сводок. По ее словам, полиция оперативно реагирует на звонки подобного рода. В дни конфликта 2001 года в местах возможного скопления молодежи дежурили дополнительные патрули и констебли. Жданович сообщила, что были арестованы три зачинщика молодежных стычек, один из которых - 16-тилетний старшеклассник, вернувшись с каникул из России, и стал побуждать приятелей к драке с эстонцами. По словам Жданович, тот конфликт не привел к каким-либо человеческим жертвам. Яна Жданович призналась, что молодежные волнения и их массовость обеспечили статьи в газетах и "рекламу конфликта" в прессе.

Владимир Афанасьев, член правления Объединенной Народной Партии Эстонии, сообщил корреспонденту ИА REGNUM, что в основе таких конфликтов лежит желание детей и подростков копировать "взрослые отношения", сложившиеся в государстве. "Большая эмоциональная восприимчивость детей к провокационным лозунгам, призывам к наведению порядка своими силами и торжеству одной из сторон конфликта" сыграла роль в этой ситуации, считает он. Афанасьев напомнил, что в Эстонии в течение последнего десятилетия на бытовом и официальном уровне культивируется односторонний образ врага - России и русских, как враждебных эстонскому государству сил. "Взрослые политики, например лидер реформисткой партии Сийм Каллас, создают и множат "страшилки", зарабатывая дивиденды, а подростки впитывают это как губка", - заявил он. Он объяснил малочисленность такого рода стычек, в том числе и "долготерпением русского народа". Афанасьев с горечью констатировал, что к ОНПЭ, крупнейшей партии, защищающей интересы русского нацменьшинства, за все эти годы ни разу не обращались органы правопорядка или государственные структуры для совместной профилактической работы среди подростков и выработки единой программы действий. "Мы не можем безучастно относиться к подобного рода проявлениям, а потому члены таллинского городского собрания, я и мои однопартийцы будем следить за действиями полиции, насколько они успешно предотвращают конфликты на межнациональной почве. Таких случаев не должно быть в цивилизованном обществе", - сказал Афанасьев.