Прокурор отдела расследования организованной преступности и коррупции Вильнюсской окружной прокуратуры, рассмотрев заявление ДГБ относительно возможно незаконно обнародованной разведывательной информации о влиянии определенных бизнес-групп на политиков, принял решение не начинать досудебное расследование, так как «не совершено действие, имеющее признаки преступления или уголовного правонарушения», сообщили ИА REGNUM сегодня, 5 июня, в прокуратуре.

Такое решение было принято с учетом представленной ДГБ информации и других важных данных, которые были получены при уточнении указанных в заявлении обстоятельств.

23 мая ДГБ обратился к правоохранительным органам с просьбой выяснить, не была ли разведывательная информация обнародована незаконно.

В мае СМИ обнародовали часть информации о влиянии бизнеса на политические процессы, которая была предназначена для руководства страны и парламентского Комитета по национальной безопасности и обороне (КНБО).

Во время рассмотрения заявления было установлено, что в начале мая этого года в разных СМИ была опубликована копия документа без какого-либо грифа секретности, отправленного парламентскому КНБО. 1 июня этого года по решению КНБО тот же самый документ был официально обнародован.

«С учетом того, что 1 июня парламентский КНБО опубликовал эту информацию, и с учетом содержания этой информации, из которого видно, что информация была обнародована, на основании принципа верховенства общественного и государственного интереса, то есть с целью раскрытия негативного влияния определенных бизнес-групп на политиков и политические процессы в стране, обстоятельство, что эта информация была обнародована раньше, оценивается как формальное нарушение, которое не влечет за собой уголовной ответственности», — говорится в постановлении прокуратуры.

При этом на момент обнародования парламентское расследование ещё не было завершено, а выводы — обнародованы. Они и сейчас не утверждены, парламент Литвы только сегодня, 5 июня, дискутирует о том, утвердить выводы комитета, или отклонить. Тогда как вызванный утечкой справки скандал сделал отклонения выводов практически невозможными. Кроме того, утверждённые или даже не утверждённые выводы обернуться для конкретных бизнес-структур дальнейшим уголовным преследованием.

После того, как председатель парламентского комитета по национальной безопасности и обороне (КНБО) Витаутас Бакас заявил, что можно попытаться возместит ущерб, который государству нанесли MG Baltic и Vilniaus prekyba, премьер Саулюс Сквернялис сказал, что эти вопросы должны решать прокуратура, юристы, а позже — правительство.

«Это юридический вопрос, и после того, как в Сейме будут приняты выводы КНБО, с момента их подтверждения будут сформулированы ясные рекомендации: предложения Генпрокуратуре и правительству. И этот правовой аспект в любом случае должны будут оценить правоохранительные органы. Я точно не вижу каких-то других способов или инструментов для возмещения ущерб, кроме как юридических», — сказал Сквернялис.

По его словам, представленные КНБО рекомендации довольно весомые, и они охватывают много системных проблем.

«Правительство не то, чтобы подготовлено, но она выполнило домашнюю работу, чтобы эти рекомендации приобрели смыслы с помощью изменения правовых актов или проектов, чтобы больше у нас не было таких ситуаций», — сказал журналистам премьер.

Глава КНБО Бакас утверждает, что государство могло бы получить компенсацию за нанесенный ущерб в размере 1,5 млрд евро.

«Мне кажется, что мы сможем сплотить команду наиболее способных юристов, экономистов, финансистов и энергетиков, работающих на государство, такие люди действительно есть, и попытаться хотя бы возместить тот ущерб либо суммы незаконного обогащения и выставить счета. (…) Я так скажу: сумма конкурсов, на которых победил MG Baltic в кризисный период, по нашим подсчетам (конечно, это сможет уточнить Служба публичных закупок после выводов), — около 500 млн евро. Сейчас ущерб, который нанесла Vilniaus prekyba со своей сделкой с Leo, может достигать миллиарда евро», — сказал Бакас 3 июня телеканалу LRT.

Он отметил, что также важно предпринять действия по защите стратегического госсектора.

«Еще одна вещь, которую необходимо сделать быстро: мы должны оттянуть — это слово, возможно, кому-то не понравилось — все бизнес-группы из нашего стратегического сектора, которые не согласуются с интересами нашей национальной безопасности, это можно сделать через правительственную комиссии, дав оценку их соответствия интересам национальной безопасности (…) компаниям «Росатом», Nukem и MG Baltic», — добавил он.