Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, устанавливающий годичный срок, в течение которого прокурор или руководитель следственного органа вправе отменить постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, передает корреспондент ИА REGNUM 26 апреля.

По истечении одного года такая отмена допускается только на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьями 125, 1251 и 2141 УПК.

Также законопроектом предусматривается дополнение УПК новой статьей 2141, регламентирующей судебный порядок получения прокурором или руководителем следственного органа разрешения на отмену постановления о прекращении уголовного дела либо уголовного преследования. При этом вносятся корреспондирующие изменения в статьи 29, 37 и 39 УПК в части, касающейся наделения суда, прокурора и руководителя следственного органа соответствующими полномочиями.

«Таким образом, предлагаемый законопроектом порядок отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования позволит гарантировать эффективную государственную, в том числе судебную, защиту от незаконного и необоснованного возобновления уголовного преследования», — отмечают в правительстве.

Предусмотренный законопроектом судебный порядок получения разрешения на отмену постановления о прекращении уголовного дела либо уголовного преследования, вынесенного как по реабилитирующим основаниям, так и по основаниям, не влекущим право на реабилитацию, согласуется с правовой позицией Конституционного суда, изложенной в Определении от 27 декабря 2002 г. № ЗОО-О, в соответствии с которой при решении вопросов, связанных с возобновлением прекращенных уголовных дел, надлежит исходить из необходимости обеспечения и защиты как интересов правосудия, прав и свобод потерпевших от преступлений, так и прав и законных интересов лиц, привлекаемых к уголовной ответственности и считающихся невиновными до тех пор, пока их виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда, и недопустимости сохранения для лица, в отношении которого дело было прекращено, постоянной угрозы уголовного преследования, а значит, и ограничения его прав и свобод.