«Сложившаяся сегодня ситуация вокруг «Forbes Казахстан» и Ratel. kz очень похожа на очередную попытку расправиться с независимыми информресурсами».

Такое заявление сделала исследователь Human Rights Watch по Центральной Азии Мира Ритман, сообщает Международный Фонд защиты свободы слова «Адил соз».

«Чтобы придать убедительности своим заявлениям о свободе прессы в Казахстане, власти должны отменить уголовную ответственность за клевету и прекратить использование любых норм о диффамации для преследования журналистов за их профессиональную деятельность», — считает представитель Human Rights Watch.

30 марта в рамках отдельного прокурорского иска суд в Алма-Ате вынес определение о блокировке порталаRatel. kzи связанных с ним сайтов.

2 апреля полиция допросила четырех журналистов и провела обыски в редакциях «Forbes Казахстан» и информационно-аналитического порталаRatel.kz. Обыски прошли также в квартирах нескольких журналистов, в том числе у вдовы журналиста Геннадия Бендицкого, умершего в декабре 2017 года.

2 апреля в Департаменте внутренних дел Алматы сообщили прессе о возбуждении 30 марта уголовного дела по заявлению бизнесмена и экс-министра финансов Зейнуллы Какимжанова, который обвинил «Forbes Казахстан» иRatel. kzв публикации ложных сведений, порочащих его репутацию. В декабре 2016 г. он уже подавал гражданский иск против этих информресурсов и выиграл дело.

2 апреля в полицию для допроса были доставлены заместитель главного редактора «Forbes Казахстан» АлександрВоротилов, главред Ratel. kz Марат Асипов, его заместитель Сапа Мекебаев и журналист Анна Калашникова. Как писали в Facebook коллеги журналистов, около 21:00 всех отпустили, взяв подписку о неразглашении. Им также сообщили, что они проходят свидетелями «с правом на защиту».

3 апреля в СМИ появился комментарий министра внутренних дел Калмуханбета Касымова:

«30 марта 2018 года в ДВД поступило заявление господина Какимжанова о принятии мер за распространение заведомо ложных и порочащих его сведений на сайте Ratel. kz, а также Forbes Казахстан. Хотел бы сказать, что данное заявление было зарегистрировано в Едином реестре досудебных расследований, по нему начато расследование в соответствии с частью 3 статьи 274 УК РК».

По части 3 статьи 274 УК РК (распространение заведомо ложной информации) предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет.

4 апреля, после дополнительного допроса, статус Асипова был изменен на подозреваемого.

Напомним, в январе 2017 г. в Алма-Ате началось рассмотрение гражданского иска бывшего министра государственных доходов Республики Казахстан и бывшего министра финансов Республики Казахстан Зейнуллы Какимжанова и его сына Ильхалида противRatel. kz и журналистов портала Асипова, Бендицкого и Мекебаева, соответчиками по которому проходили «Forbes Казахстан» и Воротилов. Истцы требовали опровергнуть содержание серии публикаций периода мая — декабря 2016 года, утверждая, что они порочат их деловую репутацию.

По словам руководителя фонда защиты свободы слова «Адил соз» Тамары Калеевой, юристы фонда изучили все 10 статей и не нашли в них никаких признаков диффамации. Однако суд отказался приобщить к делу выводы экспертов.

В апреле 2017 года суд удовлетворилисковые требования, назначил истцам компенсацию в размере 50,2 млн тенге (примерно USD 158 000) и обязал ответчиков удалить статьи с их сайтов и опубликовать опровержение.

По данным Human Rights Watch, ответчики пытались обжаловать решение, но безуспешно, «Forbes Казахстан» выполнил все требования суда.

Портал Ratel. kzобратился в суд первой инстанции за разъяснением о том, какие именно сведения нужно удалить. Ответа не последовало, и редакция не удаляла материалы и не публиковала опровержения.

Какимжанов 2 апреля в Facebook так пояснил свое обращение в полицию:

«Несмотря на решения судов, отдельные СМИ и их авторы не выполняют решения судов и продолжают публикации того же рода».