31 марта Думе Хабаровского края исполняется 10 лет. О работе думы и ее значимости в современном политическом процессе рассказал председатель краевого ЗакСа Юрий Оноприенко.

"31 марта 2004 года, Думе Хабаровского края исполняется 10 лет. Наверное, это весомый повод определить, что на современном этапе становится главным в региональном законотворчестве. На мой взгляд, уходит в прошлое время чистой политики (и особенно - политиканства). Своеобразный романтический порыв - вот, мол, примем нужный закон, и все тут же наладится как по мановению волшебной палочки, который был свойственен первоначальному этапу российского парламентаризма, - также изживает себя.

Екатерина Великая говорила: "Издавая закон, ставь себя на место того, кто должен будет ему подчиняться". К сожалению, российские законодатели не всегда следовали этому мудрому правилу. Ведь не секрет, что те федеральные законы, которые принимались только из-за политической целесообразности, на популистской основе, чаще всего и не работают. А если и работают, то избирательно, не в полную силу.

Так, для большинства регионов федеральные законы об инвалидах, ветеранах, что называется, непреходящая зубная боль. Деньги на льготы, что там прописаны, поступают на территории не полностью. К нам в край, например, на 50 % от потребности. А людям нет дела, кто принял закон - край или Федерация. Их просто возмущает, что в аптеке не выдают лекарства по льготной цене, что длительное время невозможно получить слуховой аппарат или инвалидную коляску, что на бесплатное зубопротезирование необходимо отстоять очередь длиной в несколько лет...

Это - оборотная сторона непросчитанности закона и, в конечном счете, его востребованности. Сейчас же, как мне кажется, наступает этап кропотливой серьезной работы. Наша главная задача - законодательно помогать территориям развиваться, дальневосточникам - жить лучше. Для этого необходимы солидный правовой задел (и он у нас имеется - спасибо депутатам первого и второго созывов), аналитическое мышление, детальный просчет плюсов и минусов правовых документов. И если оценивать с этих позиций принятые Думой законы, то у каждого из них свой вес, своя цена. Взять краевой закон о налогах и сборах. В нем Дума и правительство края позаботились о создании благоприятного инвестиционного климата, установив льготы по налогам на прибыль, на имущество предприятий, а также по земельному налогу. Во многом благодаря этому в наш регион поступили в минувшем году 25 миллиардов рублей инвестиций. А темпы роста инвестиций в крае вдвое превышают аналогичный общероссийский показатель.

Более 100 миллионов долларов инвестиций, например, вложены за последние годы в освоение месторождения Хаканджа в Охотском районе ЗАО "Полиметалл" из Санкт-Петербурга. Когда Хаканджинский горнометаллургический комплекс, а это планируется в скором времени, выйдет на проектную мощность, там будет добываться более 4 тонн золота и свыше 60 тонн серебра в год. В итоге северный Охотский район получит мощный импульс для развития, в 2 раза возрастут доходы местного бюджета, появится тысяча новых рабочих мест.

Показателен пример и с ОАО "Пивоваренная компания "Балтика - Хабаровск". Ему была предоставлена льгота по налогу на прибыль. Взамен край получил 50 миллионов долларов инвестиций и около тысячи рабочих мест. Средняя зарплата работников на этом предприятии составляет 10 - 12 тысяч рублей. В бюджет края поступили 126 миллионов рублей налогов. А недавно "Балтика - Хабаровск" опять отличилась в хорошем смысле слова, запустив биологические очистные сооружения - единственные в таком роде на Дальнем Востоке.

Или вот минувшим летом наши депутаты приняли Закон "О введении коэффициентов к минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню, на территории Хабаровского края". Вокруг него возникло немало споров, даже не все законодатели отнеслись к нему однозначно. Хотя суть - ввести экономические рычаги для развития отечественной лесоперерабатывающей промышленности - была проста. Для Дальнего Востока, где лесной комплекс - одна из ведущих отраслей, это крайне важно.

В итоге за 2003 год в крае на 21,5 % увеличились поставки древесины на переработку, выросли платежи в доходную часть бюджета. Ожидаем, что в 2004 году они составят уже 340 миллионов рублей, 272 миллиона из которых пополнят бюджеты муниципальных образований.

Конечно, не всегда законы приносят копеечку, пополняют бюджет. Иногда они являются затратными, и при дефицитном из года в год бюджете необходимо хорошенько подумать, чтобы найти оптимальный вариант. И все-таки такой вариант в конце концов можно отыскать!

Так, приняли мы предложение губернатора довести в нынешнем году до 3100 рублей с лишним размер опекунских пособий, то есть увеличить их почти в 2 раза. (Хотя, кстати, это функция государства). Для этого необходимо было изыскать 50 миллионов рублей. И мы их нашли, сократив на эту сумму расходы на содержание правительства края и Законодательной думы.

Поэтому, повторюсь, точный расчет должен быть в основе любого добротного, качественного закона. А для того чтобы он работал в полную силу, необходим постоянный контроль за его исполнением. Кстати, россияне пока очень невысоко оценивают исполнение законов в нашей стране. Это наглядно показал общероссийский опрос, когда от 50 до 80 % опрошенных посчитали, что у нас законы в основном не выполняются. В какой-то мере и этот факт стал толчком для разработки нормативного правового акта о контроле Законодательной думой за соблюдением и исполнением законов Хабаровского края. Вскоре пришлось убедиться, что подобный контроль на краевом уровне необходим для повышения ответственности и депутатов, и чиновников. А складывается он из дискуссий на депутатских слушаниях, в постоянных комитетах, на заседаниях Думы, проверок экспертами нашей контрольно-бюджетной палаты, других форм работы.

Здесь приведу только один пример. Уже несколько раз на совещаниях в Думе, на заседаниях нашего постоянного комитета по социально-экономическому развитию края обсуждался ход выполнения целевой программы по подготовке и закреплению специалистов в сельских и отдаленных районах. Программа эта рассчитана на 2003 - 2007 годы и очень важна для дальневосточной глубинки, где ощущается острая нехватка специалистов. И определенные подвижки уже есть. В рамках целевого набора в вузы и техникумы Дальнего Востока зачислены в минувшем году почти 900 выпускников школ из всех городов и районов края. Свыше 200 молодых учителей, врачей, других работников социальной сферы после учебы возвратились в родные места, где им помогают, согласно программе, в решении различных житейских проблем.

Но недостатков тоже хватает, поскольку общий успех здесь складывается из совместных усилий нескольких министерств и ведомств, высших и средних специальных учебных заведений, а также городов и районов. Пока же их совместные действия координируются явно недостаточно. План целевого набора студентов по ряду отраслей выполняется не полностью, не все данные совпадают. Районы только частично получают бюджетные деньги на строительство, ремонт и приобретение жилья для молодых специалистов. Эти и другие замечания прозвучали от моих коллег-депутатов в адрес исполнителей программы на заседании комитета по социально-экономическому развитию края, где присутствовали шесть руководителей министерств правительства края. Будут ли устранены отмеченные недостатки? Ответ на этот вопрос мы получим на депутатских слушаниях, которые планируем вскоре провести и где снова детально проанализируем выполнение программы.

Почему сегодня я говорю об этом? Во всяком деле важен конечный результат. Поэтому и считаю, что именно результативность законов - один из главных принципов работы Думы третьего созыва. Дальний Восток давно стал для нас родным. И все мои коллеги-депутаты, несмотря на то, что родились они в разных местах, считают себя коренными дальневосточниками. Поэтому принцип горниста "протрубил и убежал, а дальше - хоть трава не расти" нам не подходит. Мы стремимся облегчить жизнь земляков, добиваемся, чтобы наши законы действительно им помогали".