Российская рыбохозяйственная отрасль рассчитывает удвоить свой вклад в ВВП
Москва, 27 марта, 2018, 17:32 — ИА Регнум. В конце февраля в Москве прошёл IV Съезд работников рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации. Как отметили руководители Росрыболовства, перед отраслью ставится амбициозная цель — среднегодовой рост не менее 5% и удвоение вклада отрасли в валовый внутренний продукт к 2030 году. В части производственных показателей прогнозируется умеренный рост добычи водных биоресурсов до 5,5 млн тонн в год, обновление около 50% мощностей рыбопромыслового флота и снижение среднего возраста судов с 30 до 20 лет. Планируется поэтапное увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью до 40%. Между тем одна из главных проблем, стоящих перед отраслью — высокая степень износа рыбопромыслового флота, что сказывается на безопасности мореплавания и производительности труда.
В связи с этим в России началась практическая реализация программы обновления рыболовного флота. На строительство первой партии судов рыбопромыслового флота с помощью механизма инвестиционных квот привлечено около 110 млрд рублей частных инвестиций. По результатам заявочной кампании 2017 года одобрены 33 заявки на строительство судов рыбопромыслового флота.
Контракты размещены заказчиками на АО «Адмиралтейские верфи», ПАО «Северная верфь» (г. Санкт-Петербург), ПАО «Выборгский судостроительный завод» (г. Выборг) заводе «Янтарь» в Калининграде, ОАО Ленинградский судостроительный завод «ПЕЛЛА» (г. Отрадное), Ярославском судостроительном заводе.
В целом в рамках инвестиционных квот, по оценкам Росрыболовства, в течение 5 лет будут построены 50−60 судов, что позволит обновить до 40% существующих мощностей рыбопромыслового флота, значительно повысить его технологическую вооруженность и производительность.
Как отметил вице-президент ТПП РФ Владимира Падалко, реализация в России такой амбициозной программы уже вызвала повышенный интерес у предпринимателей в тех странах, которые традиционно специализируются на строительстве рыболовных судов и производстве разнообразного оборудования для их оснащения: Норвегии, Исландии, Фарерских островах. Бизнес-миссии из этих стран становятся всё более частыми гостями российских рыбаков, судостроителей, рыбопереработчиков, предприятий по рыборазведению.
«Отрадно, что торгово-промышленные палаты в этой ситуации оперативно сориентировались и очень часто выступают партнёрами по организации таких деловых миссий, в том числе переговоров в формате В2В: ТПП Мурманской области, Архангельская ТПП, Калининградская ТПП, Санкт-Петербургская ТПП, ТПП Ленинградской области. Теперь к этой работе также подключились палаты Дальнего Востока: Приморская ТПП, Сахалинская ТПП, ТПП Камчатского края. На апрель 2018 г. намечена полномасштабная норвежская бизнес-миссия на Сахалин и Камчатку, на май — фарерская миссия во Владивосток, Сахалин и Камчатку.
Наиболее мощно работают на российском рынке норвежцы в силу того, что они самые крупные, но российским отраслевикам ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов исландцев и фарерцев — поскольку рыбное хозяйство для тех и других является абсолютно важнейшей сферой экономики, то, в соответствии с поговоркой «голь на выдумки хитра», они додумались до таких технологических решений в рыбной отрасли, каких нередко нет у норвежцев. Неслучайно исландские бизнес-миссии в ноябре 2016 г. в Мурманск, в июне 2017 в Калининград и в октябре 2017 г. во Владивосток, а фарерская в Калининград в 2017 г. вызвали столь высокий интерес у российских специалистов. По их итогам были подписано несколько контрактов и меморандумов о намерениях», — рассказал корреспонденту ИА REGNUM Владимир Падалко.
Эксперт также подчеркнул, что многолетний партнёр ТПП России — Норвежско-Российская торговая палата (НРТП) выступила инициатором специальной программы — «Maritime gateway to Russia — Industry sector program», которой предусматривается проведение семинаров, выставок, конференций, бизнес-миссий и встреч с российскими владельцами рыболовных судов, верфей, руководителями федеральных ведомств, местными властями. География мероприятий — Мурманск, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Калининград, Владивосток, Сахалин.
Участники программы — норвежские компании по проектированию и строительству судов, производству разнообразного оборудования для рыболовного флота, судоремонту и сервису, сосредоточенные прежде всего в главном судостроительном кластере Норвегии — провинции Мёре-ог-Румсдал на западе страны. Здесь работают 20 судоходных компаний, 13 фирм-проектировщиков, 14 верфей, 169 фирм-производителей судового оборудования, совокупный оборот которых в 2015 году составил 7 млрд. долл. США, а число занятых — 16 тыс. человек. Многие компании этого кластера уже давно поддерживают тесные связи с российскими судовладельцами.
По словам экономиста, норвежский бизнес готов к самым разнообразным формам сотрудничества: речь может идти о строительстве судов «под ключ» на верфях в Норвегии, закладке и оснащении судов двигательными установками в России с дооборудованием в Норвегии, передаче технологий, совместном проектировании и т.д.
Кроме того, разработана льготная система финансирования с привлечением норвежского агентства Eksportkreditt (сроки кредитования — до 12 лет, ставка — 2—4% в год) и механизма государственных гарантий Гарантийного института экспортных кредитов Норвегии. Партнёром норвежцев в вопросах финансирования должны стать российские банки.
«Прошедшие в 2016—2017 гг. встречи норвежских судостроителей и российских рыболовных компаний показали, что наши рыбаки продолжают постепенно заниматься обновлением своего флота, широко привлекая к этому норвежских проектировщиков и поставщиков оборудования и ссылаясь при этом на особую надёжность норвежской морской техники.
Как представляется, в нынешний период санкционных ограничений со стороны Запада, к которым присоединилась Норвегия, и российских ответных мер, в результате которых прекратился норвежский экспорт рыбы и морепродуктов в Россию (около 70% общего объёма экспорта), судостроение для рыболовного флота становится наиболее важной и перспективной сферой двустороннего экономического сотрудничества. Неслучайно эта тема станет одной из главных на 6-м Российско-норвежском бизнес-форуме, который пройдёт в ТПП РФ 18 октября 2018 г.», — заключил Владимир Падалко.