Члены крупнейшей оппозиционной Центристкой партии Эстонии определились со списком 12 кандидатов в Европарламент, выборы в который пройдут в июне. В субботу состоится окончательное утверждение списков на партийной конференции, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Согласно опубликованным итогам внутрипартийного голосования, список 12-ти избранных выглядит так:

1. Peeter Kreitzberg - 1755 полученных голосов

2. Vilja Savisaar - 1589

3. Enn Esmaa - 1490

4. Sirje Oviir - 1464

5. Sven Mikser - 1220

6. Mark Viisitamm - 1007

7. Ain Sepik - 945

8. Toomas Alatalu - 909

9. Liina Tхnisson - 779

10. Marika Tuus - 763

11. Heimar Lenk - 753

12. Mailis Reps - 599

В интервью ИА REGNUM занявший восьмое место известный политический аналитик Тоомас Алаталу (Toomas Alatalu) заявил, что доволен показанным результатом, так как оказался единственном в списке центристом без громкого титула или должности. К тому же, по его словам, он не занимался собственной рекламной раскруткой среди однопартийцев, а с учетом его не совсем идеальных взаимоотношений с руководством Алаталу оценил свое 8-е место как успех.

Победу Пеетера Крейтцберга (Peeter Kreitzberg), одного из главных зачинщиков внутрипартийного скандала и оппозиционера лидера центристов Эдгара Сависаара (Edgar Savisaar), Тоомас Алаталу назвал закономерной. "Крейтцберг относится к тем, кто может достойно представить наши интересы в Европарламент, где придется на все реагировать самостоятельно, проявляя высокие профессионализм и знания. У Кейтцберга все это есть", - считает Алаталу. Кроме того, по мнению Алаталу, победа "евросторонника" Крейцберга над "евроскептиком" Вильей Сависаар наглядно показала отношение рядовых членов партии к вступлению в ЕС. В пользу Вильи Сависаар (Vilja Savisaar) "сработали фамилия и авторитет ее мужа Эдгара", считает известный политолог. Он обратил внимание, что в первую пятерку списка вошел и другой оппозиционер Свен Миксер (Sven Mikser).

Другой видный центрист Михаил Стальнухин, не прошедший в список 12 кандидатов в Европарламент, заявил корреспонденту ИА REGNUM, что победа Крейцберга показала его авторитет в партии и то, что "людям нравятся политики с характером". "Хорошо это или плохо - еще предстоит оценить в ближайшее время", - сказал Михаил Стальнухин. Он не согласился с тем, что в выборах победили "еврооптимисты". "И тем, и другим предстоит объединиться в Европарламенте на общей платформе и работать вместе", - подчеркнул он. Отвечая на вопрос, насколько демократичными и представительными можно считать состоявшиеся выборы, если в них приняло участие меньше 40 % партийцев - 2900 из 7700, и Алаталу, и Стальнухин не поставили под сомнение их исход. Алаталу сообщил, что в последний день голосования ситуация была катастрофическая - получили лишь 2,5 тысячи анкет, но затем положение было спасено. "Центристы впервые участвовали в такой форме внутрипартийного голосования, так что результат можно считать в целом удовлетворительным. Хотя пример европейских партий показывает, что уровень там заметно выше", - подчеркнул Алаталу. Стальнухин добавил: "Правила голосования были заранее обговорены и разосланы - все знали, обсуждать нечего. А сама активность зависит непосредственно от рядовых членов партии".

Другое неожиданное событие - отсутствие в списке представителей так называемого "русского крыла" центристов, получивших доверие русских избирателей Эстонии и заявляющих о выражении их интересов. В партии Центра русские составляют одну пятую часть, то есть приблизительно 1000-1500 человек, приблизительно такая же пропорция наблюдается и в парламентской фракции Центра - 5 депутатов из 28. По этой логике в списке русских депутатов могло быть как минимум двое. Однако, в список они не попали: Михаил Стальнухин получил 473 голоса, Владимир Вельман - 431, Макс Каур - 246.

Стальнухин считает такой исход закономерным, так как большая часть центристов-эстонцев не интересуется теми проблемами, что волнуют русских партийцев - вопросами гражданства, языка и миграции, а потому и проявила полное равнодушие к их именам в списках кандидатов.

На своем примере Стальнухин объяснил, почему изначально не проявил никакого интереса к предстоящему голосованию. По его расчетам, учитывая, что в Европарламент от центристов могут попасть максимум двое-трое, а себя он не считает таким влиятельным политиком, то он решил не участвовать в этой кампании, заранее зная ее результат для себя. "Я живу и работаю в Нарве, и для меня куда важнее, какие результаты я покажу на парламентских выборах", - заявил Стальнухин. Он рассказал, что испытал на своей шкуре, что такое попадание в элиту эстонского политического бомонда и сколько, по его выражению, "нервов и крови это может испортить". Стальнухин сообщил, что когда в прошлом году социологический опрос "Factum" поставил его на восьмое место в списке самых влиятельных политиков Эстонии, на него "сразу обрушилась мощная контрпропаганда из стана политических оппонентов". Учитывая то, что, по его мнению, более влиятельные финансовые рычаги в Нарве находятся у партии "Res Publika", Стальнухин убедился, что его успех может вызывать острое неприятие и привести к шумным кампаниям.

Однако, как сообщил Михаил Стальнухин, его решение не участвовать в выборах в Европарламент заметно пошатнулось, когда свыше 30 общественных организаций Нарвы попросили его о выдвижении. К тому же ему стало известно, что отказался от выборов в Европарламент лидер центристов и бесспорный лидер среди русских избирателей Эдгар Сависаар. По словам Стальнухина, отказ Сависаара участвовать в евровыборах автоматически означает отказ от поддержки центристов со стороны 20 -25 тысяч человек. Суммарный же отказ русских центристов, по мнению Стальнухина, мог изъять из копилки центристов еще такую же сумму голосов. Потерять 50 000 голосов, в первую очередь русских, означало для партии Центра потерять шансы провести в Европарламент своих кандидатов. "Поэтому я решил, пускай и формально, в выборах участвовать. Примечательно, что накануне голосования ко мне обращались представители двух противоборствующих группировок - и Крецберга, и Сависсара, видя во мне приемлемую фигуру для каждой из них", - рассказал политик. Теперь Михаил Стальнухин, по его словам, чувствует облегчение, так как можно продолжать исполнение своих обязанностей и его жизнь не превратилась "в сплошную головную боль".

Отвечая на вопрос корреспондента ИА REGNUM, возможны ли внесения изменений в объявленный список, Тоомас Алаталу не исключил такую возможность. "При обсуждении списка (на партийной конференции - примечание ИА REGNUM) впервые после конфликта с выборами руководителя парламентской фракции и вице-спикера две противоборствующие группировки встретятся лицом к лицу, и неизвестно, чем все это закончится", - сказал он.