Российский истеблишмент озабочен утверждением своего великодержавного статуса - об этом в ходе виртуальной дискуссии "Советы Владимиру Путину", проходящей на базе проекта "Центральная Евразия" и при поддержке интернет-журнала "Время Востока" заявил директор негосударственного научно-образовательного учреждения "Билим карвони" ("Караван знаний") Фарход Толипов (Узбекистан) - передает корреспондент ИА REGNUM.

По его мнению, "российская политика в отношении Центральной Азии и прежде всего геополитика, должна испытать диалектическое развитие в соответствии с новым миропорядком XXI века. В свою очередь эта диалектика подразумевает ряд изменений, это:

- не противопоставление себя (России) США, своих интересов в Центральной Азии американским;

- прогресс в демократическом развитии внутри России даст возможность ей стать привлекательным соседом и примером для стран Центральной Азии.

В целом, России надо, в конце концов, выступить не защитницей статус-кво под надуманным предлогом, что США якобы стремятся установить угодные им режимы в постсоветских странах при помощи так называемых цветных революций, а наоборот, взять на себя инициативу продвижения демократии на постсоветском пространстве".

Очень похожего мнения придерживается его коллега из Узбекистана, руководитель отдела "Современной истории и международных исследований" Института Истории АН РУ Мирзохид Рахимов, высказавшийся совершенно определенно: "совершенно ясно, что России необходима разработка ясной, открытой и долгосрочной стратегии в отношении Центральной Азии, где помимо широкого политического диалога, должна быть богатая культурно-гуманитарная составляющая. Однако, стрежнем сотрудничества будут и должны оставаться все же двухсторонние взаимоотношения".

В свою очередь, старший научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте Казахстана Лидия Тимофеенко отметила, что "стремление восстановить утраченные в 1990-х гг. позиции на постсоветском пространстве не должно ассоциироваться с реализацией "имперских амбиций". На данном этапе союзники четко обозначили свои позиции относительно предельных рамок интеграции. Возврат к более жесткому стилю руководства страной может привести к созданию такого имиджа интеграционных объединений, в котором исключительная и системообразующая роль стала бы отводиться только России. Это чревато тем, что сами постсоветские государства пересмотрят степень своей вовлеченности в евроазиатские экономические и политические проекты".

Любопытно в этом контексте, что ведущий научный сотрудник Института современных исследований Евразийского национального университета им. Л.Н.Гумилева Руслан Жангазы высказывается в буквальном смысле, идентично. "Особо отмечу, что не стоит искусственно подгонять темпы интеграции, все эти попытки необоснованных "перескоков" и "ускорений" выглядят несерьезно. Создается ощущение того, что интеграция должна куда-то успеть, к какой-то конкретной дате. "Поспешишь, людей насмешишь" - гласит русская народная мудрость. Как недавно отметил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, "задача состоит в том, чтобы это "объединение трех" (Единое экономическое пространство) по-настоящему довести до ума - не торопясь, не подгоняя лошадей, а солидно, нормально, и чтобы все видели, что это равноправное объединение".

Подытоживая дискуссию, директор Центра постсоветских исследований МГИМО(У) МИД РФ Станислав Чернявский заметил, что "необходимо добиваться создания стабильных и максимально благоприятных условий деятельности российского бизнеса в Центральной Азии через систему взаимоувязанных торгово-политических и интеграционных соглашений. Сохраняя элементы донорства, целесообразно настаивать на четком соблюдении нашими партнерами договоренностей по либерализации регионального торгово-экономического сотрудничества (причем либерализации, опережающей рост открытости по отношению к третьим странам), поскольку в такой ситуации в выигрыше окажутся более мощная и конкурентоспособная российская экономика и отечественные компании, получит сильный импульс интеграция на микроуровне. Нужно сделать акцент на реализации долгосрочных совместных проектов, целью которых должно стать рациональное использование ресурсов и имеющихся естественных преимуществ в интересах повышения устойчивости развития геоэкономического пространства в целом".