Об особенностях тарифной политики в Москве и, в частности, о причины постоянного повышения тарифов сообщил в рамках пресс-конференции "О повышении тарифов" вице-мэр Москвы Валерий Шанцев.

По его словам, с 2000 года московская Региональная энергетическая комиссия занимается регулированием тарифов, находящихся в ведении государства. Представителем государства, в данном случае, являются органы исполнительной власти. Сначала московское правительство регулировало тарифы на электроэнергию, тепло, горячую воду. В конце прошлого года им была получена задачу регулировать тарифы наземного пассажирского транспорта и метрополитена. Недавно столичные власти приняли постановление о новых тарифах, которые вводится с 1 апреля 2004 года. До этого, подчеркнул В. Шанцев, тарифы на проезд в наземном транспорте и метрополитене не повышались с июля 2002 года. Старые тарифы, таким образом, отработали 1 год и 9 месяцев, но за это время в экономике произошли существенные изменения: выросли цены на составляющие обслуживания, в несколько раз повышались цены на топливо, повышалась зарплата работникам отраслей.

"Наша оценка макропоказателей: тарифы отстали по состоянию на 1 января 2004 года не являются экономически обоснованными, - констатировал вице-мэр. - Они отставали на 56%". Он добавил, что из городского бюджета наземный пассажирский транспорт дотируется приблизительно на 50%, метро - на 30%. Для дотаций по метрополитену на 2004 год выделено 3 млрд. 598 млн. а ГУП "Мосгортранс" получит 7 млрд. 835 млн. рублей. Чтобы оплата шла только за счет тех кто ездит - невыполнимая задача. Среднее повышение тарифов составило 43%, это, по словам В. Шанцева, ниже чем макропоказатели разрыва между экономическими тарифами 2002 - 2004 годов. "Все дотации идут из бюджета, а бюджет зарабатывается москвичами, - подчеркнул он.

Вице-мэр отметил, что сохранены все льготы, для тех категорий, которые имелись для использования наземного и подземного транспорта: пенсионеры и инвалиды будут пользоваться правом бесплатного проезда.

В. Шанцев упомянул и о напряженной кадровой ситуацией в отрасли. По его данным, за прошедшие 2 года количество водителей автобусов с московской пропиской с 75% уменьшилось до 54%. Это связано с тем, что условия труда и режим работы тяжелые, а заработная плата составляет сегодня около 10 тыс. руб., что сравнительно немного. Кроме того, за 2002-2003 годы и метрополитен, и наземный транспорт получили немалые убытки, несмотря на полученные дотации от бюджета. Это связано и с плохой организацией сбора, объяснил вице-мэр. В настоящее время принимается ряд мер, чтобы сделать эту систему понятной, цивилизованной, основанной на современной технологии. Собираемость средств по продаже билетов в "Мосгортрансе" после введения новых методик возросла: если в 2002 г. было собрано 2 млрд. 859 млн., то в 2003 - 4 млрд. рублей. В 2004 предполагается собрать 5,3 млрд.

"Наш первичный анализ, когда начиналась работа, показывал, что у нас бесплатно ездят 80% москвичей, - сообщил В. Шанцев. - Мы установим жесткий контроль над транспортными организациями. Вся экономика должна быть прозрачной, понятной, тогда и регулировка тарифов будет производиться в нормальные сроки". Тарифы подытожил вице-мэр, будут пересматриваться 1 раз в год вместе с бюджетными процессами.