Гаагский международный уголовный суд не расследует, кто спровоцировал и кто начал войну, кто был прав или виноват, а расследует тяжкие преступления, которые, вероятно, были совершены в Грузии в период с июля по октябрь 2008 года. Об этом грузинскому изданию «Квирис палитра» («Палитра недели») сообщил руководитель грузинского представительства суда, эстонский дипломат Каупо Канд.

По его словам, Грузия стала первой за пределами африканского континента страной где открылось представительство Гаагского трибунала, и «это символичное решение и очень важное послание внешнему миру».

На вопрос, может ли Россия повлиять на ход расследования преступлений, совершенных в этот период, дипломат ответил, что «Россия не ратифицировала Римский статут, подписала его, но затем отозвала свою подпись. Исходя из этого, у России ограничены ресурсы для влияния на нашу деятельность».

Отвечая на вопрос, может ли Гаагский суд в конце расследования вынести заключение, которое по содержанию будет аналогично отчету комиссии Хайди Тальявини, Каупо Канд пояснил, что если бы у офиса прокурора не было достаточных доказательств, расследование по преступлениям, совершенным в Грузии в период августовской войны 2008 года, не началось бы.

«Еще в ходе доследственного изучения офис прокурора нашел достаточно доказательств для того, чтобы начать расследование. Если бы доказательств не было, расследование вообще не началось бы. В конце-концов все будет зависеть от того, какое решение вынесут судьи», — отметил дипломат.

Как известно, прокурор Международного уголовного суда Фату Бенсуда еще в 2015 году заявила о решении суда начать расследование преступлений, совершенных в Грузии в период августовской войны.

Вскоре после этого заявления она посетила Тбилиси и провела ряд встреч с представителями правительства Грузии. В начале текущего года открылось представительство МУС в Грузии, которое возглавил эстонский дипломат.