Морской экологический комитет Международной организации мореплавания (IMO) на своей 51-й сессии, которая пройдет в Лондонской штаб-квартире организации с 29 марта по 4 апреля, намерен обсудить вопрос об объявлении Балтийского моря особо уязвимым морским районом. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, за это решение выступают Финляндия, Швеция, Германия, Польша, Эстония, Латвия и Литва. Эту позицию поддерживает и Всемирный фонд природы WWF. Провозглашение Балтики в качестве особо уязвимого района, теоретически, подразумевает прекращение морских танкерных перевозок в регионе. В результате поставки российской нефти и мазута в Европу могут существенно сократиться.

Эстонские политики и пресса неоднократно поднимали вопрос об экологии Балтики, тесно увязывая его именно с российской проблематикой. Министр иностранных дел Эстонии Кристийна Оюланд (Kristiina Ojuland), выступая перед студентами-экономистами Тартуского университета, высказалась за необходимость усиливать воздействие на Россию со стороны международных организаций и структур ЕС в вопросе экологической безопасности Балтийского моря. Это в первую очередь касается проблемы однокорпусных танкеров, появление которых в акватории Балтийского моря стоило бы, по ее мнению, прекратить.

Эстонские журналисты Ингрид Маазик (Ingrid Maasik) и Хелен Арусоо (Helen Arusoo) опубликовали в февральском номере природоведческого журнала "Loodus" (Природа) аналитическую статью "50 миллиардов килограмм нефти в Финском заливе, или когда ожидать нефтяную катастрофу в Балтийском море". "Пока такая беда миновала Балтийское море, но надолго ли?", - говорится в статье. Если катастрофа произойдет у эстонских берегов, то авторы материала прогнозируют губительные последствия для флоры и фауны, безработицу для 3000 рыбаков, снижение оборота туристического рынка на 10-30 процентов и уничтожение прекрасных пляжей и береговых зон, ныне весьма привлекательных для индивидуальной застройки. Журналисты делают особый акцент на планах российской стороны по строительству новых портов и расширению уже существующих. По их данным, к 2010 году нефтеоборот российских портов на Балтике должен вырасти в два раза. Маршрут танкеров пролегает вдоль эстонского побережья, и это вызывает особую тревогу авторов материала.

Корреспондент ИА REGNUM попытался получить комментарии к высказываниям журналистов и политиков у представителей экологических, природоохранных и транспортных организаций Эстонии, для которых экологическое состояние Балтийского моря является предметом изучения или профессиональной деятельности. В ходе работы пришлось столкнуться с нетипичной для Эстонии ситуацией "заговора молчания" вокруг обозначенной темы. Почти все эстонские чиновники и экологи отказывались комментировать этот вопрос представителю российского СМИ, ссылаясь на некомпетентность и отсутствие полномочий. Среди них - секретарь Министерства окружающей среды Харри Лийв (Harri Liiv), морской биолог-координатор Балтийского экологического форума Китти Кислер (Kitti Kisler), эксперт по окружающей среде Балтийского экономического форума Яан Апс (Jaan Aps) и Реене Рейснер (Reene Rejisner) - главный эксперт водного отдела Министерства окружающей среды.

Ситуацию с "молчанием экологов" отчасти прояснил крупнейший эстонский эксперт по транзитным вопросам академик Михаил Бронштейн, который сообщил корреспонденту ИА REGNUM, что у Эстонии нет серьезных экологических претензий к России, основанных на фактах и оформленных в виде конкретных документов, но есть обеспокоенность и желание сохранить чистоту Балтийского моря. Окончательную ясность внесла фраза, которой один из ученых сопроводил отказ от интервью - "сегодня для Эстонии вопрос экологии Балтики является политическим, а само море практически никого не интересует". В результате большого количества согласований ответить на вопросы ИА REGNUM любезно согласился глава сектора морской биологии и старший специалист Морского института при Министерстве окружающей среды Эстонии Георг Мартин (Georg Martin) Георг Мартин - гидробиолог, доктор биологических наук - является деканом кафедры защиты окружающей среды в Европейской Высшей школе. Также он занимает должность координатора со стороны Эстонии международного проекта "Финский залив. Состояние и изменения".

Какова, на Ваш взгляд, нынешняя антропогенная нагрузка на Балтийское море?

Стоит признать, что влияние человеческого фактора на состояние Балтийского моря весьма различно. В последнее время заметно, что во многих регионах моря ситуация улучшается.

Где находятся основные "горячие точки"?

Наиболее проблемные участки Балтийского моря расположены в восточной части Финского залива, в южной части Балтийского моря у устий и выходов крупных рек, а также в районе Датских проливов.

Какова вероятность того, что Международная Морская Организация присвоит Балтийскому морю статус особо уязвимого морского района?

Могу заявить об этом с высокой степенью вероятности.

Как это может повлиять на транспортные перевозки в Балтийском море?

Если Балтийскому морю будет дан такой статус, это принесет с собою известные ограничения, особенно касающиеся опасных для окружающей среды транспортных и грузовых условий. Точные границы таких ограничений будут определены на основании международного договора.

Возможно ли присвоение Балтийскому морю статуса особо уязвимого морского района без согласия России?

На этот вопрос мне трудно ответить.

Какова, на ваш взгляд, нынешняя роль Хельсинкской комиссии как исполнительного органа Хельсинкской конвенции?

Роль HELCOM (Хельсинская Комиссия) в нынешних условиях такая же, что была и прежде - координировать вопросы защиты окружающей среды в Балтийском море. В ситуации, когда большинство стран балтийского региона скоро станут членами Европейского Союза и должны будут следить за предписаниями ЕС в вопросах охраны природы, задача HELCOM в ближайшем будущем будет заключаться в координации отношений между ЕС и Российской Федерацией.