С открытием 25 февраля грузового транспортного коридора Китай — Киргизия — Узбекистан страны встали на путь реализации их видения укрепления торговых связей в Центральной Азии и за ее пределами, однако, не все идет гладко из-за некоторого соперничества с Россией, вызванного столкновением интересов, говорится в статье Бай Тяньтяня в китайской газете Global Times от 27 февраля.

Открытие коридора маркировалось проездом колонны из семи грузовиков трансграничной логистической компании Silk Road International, которая начала вывозить продукцию из логистического центра в Андижане, Узбекистан, до Кашгара, расположенного в Синьцзян-Уйгурском автономном районе на северо-западе Китая.

Новый транспортный коридор связал окруженный горами Узбекистан с дорогами, ведущими в китайские морские порты. Таким образом, транспортная артерия длиной 950 км сократит время путешествия грузовых фур с восьми дней до двух, включая прохождение через таможенный контроль.

Коридор стал достижением трех стран, подписавших соглашение на объединение уже существующих дорог в единую международную транспортную сеть.

Согласно информации газеты «Жэньминь жибао», ожидается, что по транспортному коридору Китай — Киргизия — Узбекистан в 2018 году пройдет 100 тыс. тонн грузов, включая текстиль, кожу, электронику и сельскохозяйственную продукцию.

Ожидается, что новый коридор создаст 1 млн рабочих мест и сократит стоимость перевозки на $200−300 за тонну груза, обеспечивая экономию около $2,5 млрд в год.

Аналитики утверждают, что новый коридор имеет множество применений в целях развития торговых путей региона.

«Всё это наглядно показывает, что Киргизия и Узбекистан активно откликнулись на китайскую инициативу «Один пояс, один путь» и заложили основу для будущего экономического сотрудничества и интеграции в Центральной Азии», — заявил помощник директора Института центральноазиатских исследований Университета Ланьчжоу Чжу Юнбяо, добавив, что вдобавок было обеспечено сокращение времени таможенной очистки грузов.

Дальнейшим обеспечением проекта занимается China Railway No.5 Engineering Group, которая выиграла контракт на продление транспортного коридора Китай — Киргизия — Узбекистан прямиком до Душанбе, столицы Таджикистана.

Ожидается, что проект будет завершен уже к апрелю нынешнего года и станет основой для всех торговый путей из Китая до Западной Азии, убежден Чжу.

В то же время анализ показал, что транспортный коридор знаменует собой улучшение двусторонних связей меду Киргизией и Узбекистаном, которые всегда были омрачены проблемами после распада Советского Союза. Прежде всего это касалось территориальных споров и борьбой за природные ресурсы, отмечает автор статьи.

«Международный коридор Китай — Киргизия — Узбекистан представляет собой урезанный вариант запланированного железнодорожного коридора Китай — Киргизия — Узбекистан, осуществление которого наткнулось на ряд проблем ввиду политических разногласий между Киргизией и Узбекистаном», — отметил Чжу.

Он подчеркнул, что тонкий баланс между соперничеством и сотрудничеством Пекина с Москвой в Центральной Азии также привел к отсрочиванию строительства дороги. И у Китая, и у России есть свои виды на регион. У Китая — это инициатива «Один пояс, один путь», у России — Евразийский экономический союз.