Анкара может не рассчитывать на то, что европейские страны поддержат её военную операцию в Сирии, считает доцент кафедры политических исследований России и постсоветского пространства, заместитель директора Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов. Об этом он 21 февраля заявил корреспонденту ИА REGNUM, комментируя заявление министра Турции по делам Европейского союза Омера Челика, которые сообщил, что его страна ожидает поддержки от своих союзников в борьбе с Рабочей партией Курдистана (РПК).

«Турция была втянута в сирийский конфликт почти с самого его начала, и её основной интерес состоит именно в нейтрализации курдских повстанцев, — заявил Шаповалов. — Проблема, которая очень долго была внутренней проблемой Турции, теперь вышла за её пределы. Позиция Турции состоит в том, чтобы, во-первых, предотвратить объединение курдов и помощь им извне. Во-вторых, создать буферные территории, зоны безопасности по периметру турецких границ на территориях компактного проживания курдов, дабы не допустить возникновения на этих территориях баз поддержки турецких курдов. Именно с этой целью Турция на протяжении длительного времени вмешивается в ситуацию в Иракском Курдистане и осуществляла даже военные операции на этой территории».

При этом историк уточнил, что до поры до времени это участие не приводило к прямой агрессии Турции против Сирии, и Анкара предпочитала действовать через своих агентов влияния. Однако в определённый момент ситуация изменилась, и спусковым крючком, по мнению Шаповалова, стало заявление США о помощи курдам.

«Это было истолковано в Анкаре как прямая угроза интересам Турции, — пояснил Шаповалов. — Таким образом, именно действия США спровоцировали прямую турецкую агрессию и вхождение турецких войск на территорию Северной Сирии. Конфликт между Турцией и курдскими повстанцами носит затяжной характер. Он не отвечает интересам Турции, не отвечает интересам Сирии и не отвечает интересам России как страны, которая активно выступает за сохранение целостности и независимости сирийского государства. И этот конфликт существенно усложнил ситуацию в Сирии и привёл к резкой эскалации напряжённости».

По мнению Шаповалова, у этого конфликта неопределённые последствия, поскольку продолжение военных действий со стороны Турции приведёт к дальнейшей эскалации напряжённости и может вызвать цепную реакцию и череду новых конфликтов. Речь идёт о вмешательстве других соседних стран, например, об активизации Ирана и США.

«Таким образом, может иметь место новый виток напряженности и перезапуск вооружённого конфликта в Сирии, который благодаря усилиям РФ практически был завершён, — спрогнозировал Шаповалов. — В этой ситуации именно Россия выступает той страной, которая пытается прекратить этот конфликт и завершить вооружённые действия. Если США провоцируют и разжигают новые очаги конфликтов на территории Сирии, то РФ пытается их тушить. Более того, РФ является единственным актором, у которого нормальные отношения и нормальный диалог со всеми участниками конфликта, включая Турцию и курдскую общину».

Кроме того, эксперт заметил, что европейские страны пока не поддерживают Турцию, хотя формально являются её союзниками по блоку НАТО. В то же время они напрямую не заинтересованы и в том, чтобы принимать участие в решении судьбы курдов.

«Несмотря на то, что в Европе есть курдские общины, существенной связи с европейскими элитами здесь не прослеживается, — заявил Шаповалов. — Именно США — та страна, которая пытается извлечь выгоды из борьбы курдов».

В то же время Шаповалов критически отнесся к версии о том, что агрессия Турции против курдов вызвана стремлением Эрдогана отвлечь внимание своих граждан от серьёзных проблем внутри самой Турции, главным индикатором которых в своё время стал неудавшийся государственный переворот.

«Прямой связи нет, — заявил историк. — Эрдоган использовал данную попытку переворота для борьбы с внутренними противниками и консолидации общества вокруг себя, своей партии и своих идей. Что касается внешних действий, то они способствуют укреплению позиций Эрдогана, но они начались ещё до попытки государственного переворота. Военные действия в Сирии являются составной частью активной внешней политики Эрдогана, в рамках которой он вступает в жёсткое противостояние с США. Он стремится укрепить свои позиции в Ближневосточном регионе и продемонстрировать силу Турции и вывести её в число ведущих региональных держав».

Напомним, что 20 февраля ресурс Anadolu распространил заявление министра Турции по делам Европейского союза Омеара Челика, который сказал, что Турция ожидает поддержки со стороны своих союзников в борьбе с Рабочей партией Курдистана (РПК). По его мнению, некоторые союзники Анкары не проявляют должного внимания к совместной борьбе с терроризмом, под которым подразумевались отряды народной самообороны, состоящие преимущественно из сирийских курдов. В Анкаре данная организация считается ответвлением РПК. Отметим также, что эта агрессия вооружённых сил Турции началась 20 января и оправдывалась стремлением Анкары обеспечить безопасность и стабильность на сирийско-турецкой границе.