Малому бизнесу в России не до экспорта
Москва, 20 февраля, 2018, 08:31 — ИА Регнум. Доля экспорта продукции и услуг малого и среднего предпринимательства (МСП) в общем экспорте России составляет порядка 7%, и по прогнозам Федеральной таможенной службы (ФТС), предполагается её увеличение лишь до 9% в 2025 году, заявил корреспонденту ИА REGNUM ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман.
В то же время данный показатель в развитых странах гораздо более значителен — 25−35%, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). А например, в Китае он свыше 50%, в Южной Корее — около 40%.
«Такое отставание в России выступает следствием многих причин. Малый бизнес в целом имеет низкий удельный вес в экономике, основанной на превалировании больших госпредприятий», — полагает эксперт.
Кроме того, у него ограничены возможности по привлечению необходимых финансовых ресурсов, детального анализа внешних рынков, нахождения надёжных партнёров и каналов сбыта, рекламирования продукции за рубежом и прочее.
«В то же время потенциал здесь очень высок. ФТС отмечает, что в 2017 г. число экспортеров из МСП превысило 30 тыс., что почти вдвое уровня 2016 г. Российский экспортный центр (РЭЦ) — госорганизация, содействующая развитию экспорта, отмечает следующее.
Подавляющая часть запросов в РЭЦ о содействии — свыше 80% — поступает именно от небольших предприятий. Причём это касается серьёзных отраслей — машиностроение, ж/д транспорт, химия, радиоэлектроника, пищевая промышленность и др.», — считает Гойхман.
Аналитический конъюнктурный центр при РЭЦ в конце 2017 г. провёл опрос экспортёров для анализа барьеров для их выхода на внешние рынки. Он показал, что в целом условия ведения экспортной деятельности не изменились в 2017 г. Это отметили 56% участников опроса. Об улучшении заявили 22%, об ухудшении — 14%.
«Есть некоторые положительные сдвиги в использовании электронного документооборота при внешнеторговых процедурах, условиях электронной торговли, логистической инфраструктуры», — отметил эксперт.
Однако этот позитив нивелируется негативными изменениями. Так, рост транспортных тарифов в качестве ухудшения условий экспорта отметили 37% опрошенных РЭЦ.
«Основные барьеры, затраты времени и средств у экспортёров приходятся на оформление таможенных документов, валютный контроль и налоговое администрирование», — сказал Гойхман.
Соответственно, для преодоления трудностей выхода МСП на внешние рынки необходимо совершенствовать поддержку со стороны государства в кредитно-финансовой, информационной, маркетинговой, административно-организационной сфере.
«В любом случае, прежде всего, от госорганов зависит, чтобы указанные экспортёрами из МСП проблемы не росли, а постепенно решались», — высказал свое мнение эксперт.