Размещенный в столице Гагаузии Комрате молдавский суд отменил положение местного законодательства, наделяющее депутатов Народного собрания Гагаузии неприносновенностью. Как сообщило комратское издание Gagauzinfo, решение принято по запросу территориального бюро госканцелярии правительства Молдавии.

Неприкосновенность депутата Народного собрания гарантирует ст. 49 Уложения (конституции) Гагаузской автономии. Она гласит, что региональный депутат не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску или привлечен к судебной ответственности. Правительственная госканцелярия и генпрокуратура потребовали в суде аннулировать действие этой статьи.

Гагаузские депутаты обвинили молдавское правительство во «вторжении» в конституцию Гагаузии и высказали намерение обратиться в международные структуры с просьбой выступить гарантами сохранения Уложения Гагаузии в том виде, в каком был принят этот документ более 20 лет назад.

Справка ИА REGNUM :

19 августа 1990 года на I Съезде народных депутатов юга Молдавской ССР была провозглашена Гагаузская Республика, в то время как «Республика Молдова» появилась только 27 августа 1991 года. Власти Молдавии попытались силой подавить гагаузское движение за национальную независимость и направили в Гагаузию автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии в сопровождении отрядов милиции.

«Поход на Гагаузию» возглавил премьер-министр Молдавии Мирча Друк — один из лидеров Народного фронта Молдавии. Акция повлекла за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось избежать благодаря вмешательству частей Вооруженных сил СССР и добровольцев из Приднестровской Молдавской Республики.

Просуществовав в качестве независимого государства 4 года, в 1994 году Гагаузия отказалась от курса на независимость, согласившись на статус автономии в составе Молдавии. При этом положения молдавского Закона об автономном статусе Гагауз Ери, касающиеся прав и полномочий Гагаузской автономии, вплоть до сегодняшнего дня не исполняются в полной мере и постоянно нарушаются молдавскими властями.

В частности, официальный Кишинев подвергает сомнению положения закона о праве Гагаузии на внешнее самоопределение в случае утраты Молдавией независимости и право на участие в формировании внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов Гагаузии, а все чаще и сам статус автономно-территориального образования, который Кишинев стремится понизить до уровня обычного молдавского района.