Скандал в Дагестане: местные «особенности» вводят в рамки общего закона?
Воронеж, 6 февраля, 2018, 19:00 — ИА Регнум. Громкий коррупционный скандал в Дагестане, в котором оказались замешаны высокопоставленные чиновники правительств республики, мог возникнуть из-за столкновения интересов местных элит и федеральных силовиков. Об этом корреспонденту ИА REGNUM заявил доктор политических наук, профессор НИУ Высшая школа экономики Александр Скиперских.
Напомним, 5 февраля в Дагестане прошли обыски в домах временно исполняющего обязанности премьер-министра Абдусамада Гамидова и его заместителей Шамиля Исаева и Раюдина Юсуфова, а также экс-министра образования Шахабаса Шахова. Связаны обыски были с расследованием уголовного дела о мошенничестве. В тот же день временно исполняющий обязанности главы Дагестана Владимир Васильев отправил в отставку правительство республики.
Всех троих доставили в Москву и предъявили обвинения в мошенничестве. Басманный суд Москвы 6 февраля сообщил, что бывший министр образования Дагестана Шахабас Шахов заключен под арест на два месяца — до 5 апреля.
Бывший глава Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов, который сейчас занимает пост специального представителя президента РФ по вопросам сотрудничества с государствами Каспийского региона, высказался против таких мер. По его словам, такой политический ход перед президентскими выборами «фактически дискредитирует всю власть республики» и держит Дагестан в «нервно-психологическом напряжении».
Однако эксперт полагает, что Дагестану предложен жесткий выбор: и далее держаться за местные политические традиции или установить новые — равные для всех субъектов РФ.
«На мой взгляд, применительно к случаю Дагестана, столкнулись интересы федеральных силовиков и местных элит, функционирование которых традиционно связывается с неформальными практиками. Была сделана попытка разрешить накопившиеся противоречия с помощью формальных инструментов в режиме ручного управления. Но данные инструменты, которые подходят в случае каких-то иных субъектов РФ, не слишком хорошо воспринимаются в рамках дагестанского контекста и особой политической традиции, вытекающей из своеобразия данного региона.
Вместе с тем может быть вполне понятна логика представителей правящего класса Дагестана, у которых может складываться ощущение образцово-показательной операции устрашения местных элит. Практически в каждом субъекте РФ есть масса вопросов к представителям региональных и местных администраций, выработавших завидный иммунитет перед кадровыми встрясками. Но в качестве объекта политического переформатирования был выбран именно Дагестан. И это, на взгляд местных, выглядит очень конъюнктурно», — считает Александр Скиперских.
Сигнал национальным элитам прозвучал, таким образом, достаточно внятно: расхищение бюджета больше не может называться «местной политической традицией». Но Абдулатипов, судя по всему, этого понять не смог.