На финальном этапе имплементации соглашения о таможенном мониторинге грузооборота между Грузией и Россией российская сторона делает неприемлемые шаги и пытается провести таможенные границы с Грузией где-то в Зугдиди и Гори. Об этом ИА REGNUM заявил специальный представитель премьер-министра Грузии в вопросах взаимоотношений с Россией Зураб Абашидзе. Так он прокомментировал переговоры со своим российским коллегой, заместителем министра иностранных дел Григорием Карасиным, которые состоялись 31 января в Праге.

«Основные разногласия выявились в отношении соглашения о так называемом таможенном мониторинге, подписанном Грузией и Россией в 2011 году в рамках переговоров о вступлении России в ВТО. В последнее время в российской прессе были сделаны неприемлемые для нас заявления, которые прямо противоречат принципам и сути этого соглашения. Мы говорили об этом на встрече, и вчера подтвердились серьезные расхождения относительно трактовки этого соглашения, что создает серьезную угрозу его выполнению», — заявил Зураб Абашидзе.

Он напомнил, что по соглашению от 2011 года предусмотрено создание между Грузией и Россией трех так называемых торговых коридоров, в начале и конце которых должны быть созданы терминалы, где будут работать нейтральные мониторы от швейцарской компании.

«В последний период выяснилось, что Россия рассматривает эти терминалы в качестве таможенных пунктов и говорит о неких таможенных границах, которые, по ее мнению, должны проходить где-то в Зугдиди и Гори. Это категорически неприемлемо для нас, так как не соответствует духу и букве нашего соглашения. Там о создании таможенных границ ничего не говорится, и такой подход усложняет выполнение этого соглашения», — подчеркнул спецпредставитель премьера Грузии.

По его же информации, вокруг самого соглашения существует множество нюансов, которые также в последний период препятствуют его осуществлению.

«Суть соглашения состояла в том, что мы должны были создать нейтральный механизм, который обходил бы острые политические вопросы и не затрагивал бы статус. Но на финальном этапе его осуществления Россия делает шаги, которые ставят под угрозу выполнение этого соглашения», — заявил Абашидзе.

Он отметил, что Грузия свои обязательства по этому документу выполнила, и в декабре прошлого года грузинская сторона подписала контракт со швейцарской компанией, которая должна заниматься мониторингом грузооборота в предусмотренных соглашением торговых коридорах между Грузией и Россией.

«Представители России заявляют, что они тоже собираются подписать этот контракт. Но складывается впечатление, что мы 5−6 лет колдовали над какой-то формулой, чтобы прийти к общему знаменателю, а в конце-концов подходы так и не поменялись», — пояснил Зураб Абашидзе.

В свое время, когда Грузия и Россия подписали соглашение о таможенном мониторинге грузооборота на границах, в Тбилиси расценили этот факт как косвенное признание Россией территориальной целостности Грузии, так как соглашение предусматривало мониторинг движения грузов в трех пунктах — Ларсе, у Рокского тоннеля (на въезде из России в Южную Осетию) и на реке Псоу (на въезде из России в Абхазию). В ходе последних переговоров с Карасиным представитель Грузии выяснил, что таможенные пункты с Грузией российская сторона намерена открыть там, где Грузия сегодня граничит с Абхазией и Южной Осетией.