В 2017 году Россия вышла приблизительно на те темпы роста, которых и ожидал Центральный банк, считает его глава Эльвира Набиуллина. Об этом она заявила 17 января в рамках второго дня работы Гайдаровского форума.

«Мы ожидали, что к концу 2017 года завершится период восстановления после кризисного падения, — рассказала она. — По нашим оценкам, экономика в 2018 году будет расти на 1,5−2%. Это потенциальные темпы роста при нынешней структуре экономики. Макроэкономическая стабильность дала возможность экономике не сильно падать за счёт внутренних стабилизаторов, таких как плавающий курс. Мы начали расти вместе с мировой экономикой».

При этом глава ЦБ признала, что российская экономика зависит в значительной мере от того, как обстоят дела в мировой экономике, и её экспорт во многом определяет динамику ВВП.

«Многие задаются вопросом: есть ли риски со стороны мировой экономики в 2018 году? Сейчас будет период нормализации денежно кредитной политики в странах с развитой экономикой, — пояснила Набиуллина. — Это приведёт к перетокам капитала. Мы надеемся, что это будет происходить плавно. Не будет резких скачков. Мы видим, как мировыми центральными банками ужесточается денежно-кредитная политика».

Она предостерегла от эйфории, связанной с высокими ценами на нефть, упомянув, что, кроме колебаний её стоимости, есть и другие риски:

«В мировой экономике есть риски, связанные с динамикой производства и роста экономики в Китае. Вы помните, год-два назад были ожидания, что будут резкие посадки экономики КНР. Мы оцениваем риски как умеренные. Есть риски, связанные с ростом протекционизма и снижением роли мировой торговли, но и это тоже, скорее всего, будет растянуто во времени».

По мнению Набиуллиной, в 2017 году экономика РФ стала менее уязвима к возможным колебаниям цен на нефть.

«Бюджет приспособился жить в условиях низких цен на нефть, — заявила глава ЦБ. — Перед экономикой теперь стоит задача диверсификации её структуры».

Напомним, что оптимистические рассуждения главы ЦБ трудно воспринимать без скепсиса, если учесть, что, по официальным данным, в ноябре 2017 года объём промышленного производства снизился на 3,6% в годовом выражении после нулевой динамики месяцем ранее. В годовом выражении это был максимальный спад, начиная с октября 2009 года. Прибавим к этому ещё и то, что реальные доходы граждан сокращаются уже четвертый год подряд. В 2016 году они снизились на 5,8%, в 2015 году — на 3,2%, в 2014 году — на 0,7%. Что касается 1,5−2-процентного роста экономики, то, как отмечали эксперты в беседе с корреспондентами ИА REGNUM, этот показатель столь незначителен, что может легко потеряться в так называемых «подробностях подсчёта».