Назарбаев рассказал о навигации в мире Четвертой промышленной революции
Астана, 10 января, 2018, 11:48 — ИА Регнум. Уважаемые казахстанцы!
Сегодня мир вступает в эпохуЧетвертой промышленной революции, эру глубоких и стремительных изменений: технологических, экономических и социальных.
Новый технологический уклад кардинально меняетто, как мы работаем, реализуем свои гражданские права, воспитываем детей.
Необходимость быть готовыми к глобальным изменениям и вызовам побудила нас принять Стратегию развития «Казахстан-2050».
Мы поставили целью войтив тридцатку самых развитых стран мира.
Реализуется План нации — 100 конкретных шагов, из которых 60 уже исполнены. Остальные носят в основном долгосрочный характер и осуществляются планомерно.
В прошлом году запущенаТретья модернизация Казахстана.
Успешно реализуется Программа индустриализации.
Принята комплексная программа"Цифровой Казахстан».
Разработан комплексный Стратегический планразвития Республики Казахстан до 2025 года.
Наши долгосрочные целиостаются неизменными.
Все необходимые программы у нас есть.
Данное Посланиеопределяет, что нам предстоит сделатьдля успешной навигации и адаптации в новом мире — мире Четвертой промышленной революции.
Дорогие соотечественники!
Мы создали независимый Казахстан, который сталбрендом, вызывающим доверие и уважение в мире.
В 2017 году наша страна стала непостоянным членомСовета Безопасности ООН.
В январе 2018 года мы председательствуемв нем.
Мы стали первым государством среди стран СНГ и Восточной Европы, которое мировое сообщество избрало для проведения Всемирной специализированной выставки «ЭКСПО».
В Казахстане выстроена успешно функционирующаямодель рыночной экономики.
В 2017 году страна, преодолев негативные последствия мирового кризиса, вернулась на траекторию уверенного роста.
По итогам года рост валового внутреннего продукта составил4%, а промышленного производства — более 7%.
При этом в общем объеме промышленностиобрабатывающий сектор превысил40%.
Благополучное развитие Казахстана позволило сформироваться среднему классу.
Бедность сократиласьв 13 раз, уровень безработицы снизился до 4,9%.
В основе социально-экономических успехов страны —гражданский мир, межнациональное и межконфессиональное согласие, которые продолжают оставаться нашей главной ценностью.
Тем не менее мы должны четко осознавать, что достижения Казахстана —надежная база, но не гарантиязавтрашних успехов.
Эпоха «нефтяного изобилия» практически подходит к концу. Стране требуется новое качество развития.
Глобальные тренды показывают, что оно должно основываться в первую очередь на широком внедрении элементовЧетвертой промышленной революции.
Это несет в себе как вызовы, так ивозможности.
Уверен, у Казахстана есть все необходимое для вхождения в число лидеров нового мира.
Для этого нужно сконцентрироваться на решенииследующих задач.
ПЕРВОЕ. Индустриализация должна статьфлагманом внедрения новых технологий.
Именно ее результаты стали одним из основных стабилизирующих факторовв кризисных 2014−2015 годах, когда цены на нефть резко снизились.
Поэтому ориентир на обрабатывающий секторс высокой производительностью труда неизменен.
В то же время индустриализация должна стать более инновационной, используявсе преимуществанового технологического уклада 4.0.
Необходимо разработать и апробироватьновые инструменты, направленные на модернизацию и цифровизацию наших предприятий с ориентацией на экспорт продукции.
Они должны в первую очередь стимулировать трансферт технологий.
Следует реализоватьпилотный проект по оцифровке нескольких казахстанских промышленных предприятий, а затем этот опытшироко распространить.
Важнейшим вопросом становится развитие собственной экосистемы разработчиковцифровых и других инновационных решений.
Она должна выкристаллизовываться вокруг инновационных центров, таких какНазарбаев Университет, МФЦА иМеждународный технопарк IT-стартапов.
Серьезного пересмотра требует организация деятельности Парка инновационных технологий «Алатау».
Основными факторами успеха инновационной экосистемы являютсястимулирование спроса на новые технологии со стороны реального сектора и функционированиечастного рынка венчурного финансирования.
Для этого необходимо соответствующее законодательство.
Кроме того, особое значение приобретает развитиеIT — иинжиниринговых услуг.
Цифровизация экономики, помимо дивидендов, несет и риски масштабного высвобождения рабочей силы.
Нужно заранее выработатьсогласованную политику по трудоустройству высвобождаемой рабочей силы.
Предстоит адаптироватьсистему образования, коммуникации и сферу стандартизации под потребности новой индустриализации.
В 2018 году необходимо начать разработкутретьей пятилетки индустриализации, посвященной становлению промышленности «цифровой эпохи».
ВТОРОЕ. Дальнейшее развитие ресурсного потенциала.
Мир XXI векапродолжает нуждаться в природных ресурсах, которые и в будущем будут иметь особое место в развитии глобальной экономики и экономики нашей страны.
Однако следует критически переосмыслитьорганизацию сырьевых индустрий, подходы к управлению природными ресурсами.
Необходимо активно внедрять комплексные информационно-технологические платформы.
Важно повысить требования кэнергоэффективности и энергосбережению предприятий, а такжеэкологичности и эффективности работы самих производителей энергии.
Состоявшаяся в Астаневыставка «ЭКСПО-2017» показала, как стремительно движетсяпрогресс в сфере альтернативной, «чистой» энергии.
Сегодня на возобновляемые источники энергии (ВИЭ)приходится четвертьмирового производства электроэнергии.
По прогнозам, к 2050 годуэтот показатель достигнет 80%.
Мы поставили задачу довести долю альтернативной энергии в Казахстанедо 30% к 2030 году.
Сегодня у нас уже действует 55 объектов ВИЭобщей мощностью 336 МВт, которыми в 2017 году выработано порядка1,1 миллиарда кВт∙ч «зеленой» энергии.
Важно стимулировать бизнес, инвестировать в «зеленые» технологии.
Акимам регионов необходимо принять меры по современной утилизации и переработкетвердо-бытовых отходов с широким вовлечением субъектов малого и среднего бизнеса.
Эти и другие меры потребуют актуализации законодательства, в том числеЭкологического кодекса.
ТРЕТЬЕ. «Умные технологии» — шанс для рывка в развитии агропромышленного комплекса.
Аграрная политика должна быть направлена на кардинальное увеличение производительности трудаирост экспорта переработанной сельскохозяйственной продукции.
Мы научились выращивать различные сельхозкультуры, производить зерно.
Гордимся этим.
Но этого уже недостаточно.
Нужно обеспечить переработку сырья и выходить на мировые рынки с высококачественной готовой продукцией.
Важно кардинально переориентировать весь агропромышленный комплекс на решение этой задачи.
Приоритетного внимания требует развитие аграрной науки.
Она должна заниматься в первую очередьтрансфертом новых технологий иих адаптацией к отечественным условиям.
При этом необходимо пересмотреть рольаграрных университетов.
Они должны не просто выдавать дипломы, а готовить специалистов, которые реально будут работать в АПК или заниматься научной деятельностью.
Этим вузам требуется обновить программы обученияи стать центрами распространения самых передовых знаний и лучшей практикив АПК.
Например, многократного повышения производительности можно достичь благодаря технологиям прогнозированияоптимального времени для посевной и уборки урожая, «умного полива», интеллектуальным системамвнесения минеральных удобрений и борьбы с вредителями и сорняками.
Беспилотная техника позволяет значительно сократить себестоимость земледелия, минимизируя человеческий фактор.
Внедрение новых технологий и бизнес-моделей, повышение наукоемкости АПК усиливают необходимостькооперации хозяйств.
Необходимо оказывать всестороннюю поддержку сельхозкооперативам.
Государство совместно с бизнесом должнонаходить стратегические ниши на международных рынках и продвигать отечественную продукцию.
Интенсификация сельского хозяйства должна происходить с сохранениемкачества и экологичностипродукции.
Это позволит создать и продвигать бренд натуральных продуктов питания «Сделано в Казахстане», который должен статьузнаваемым в мире.
Кроме того, необходимо стимулировать тех, кто использует землю с наилучшей отдачей, и принимать меры к неэффективным пользователям.
Нужно переориентировать неэффективные субсидии на удешевление банковских кредитовдля субъектов АПК.
Поручаю увеличить в течение 5 лет производительность труда в АПК иэкспорт переработанной сельхозпродукции как минимумв 2,5 раза.
ЧЕТВЕРТОЕ. Повышение эффективности транспортно-логистической инфраструктуры.
Сегодня через Казахстан проходит несколько трансконтинентальных коридоров.
Об этом немало сказано.
В целом транзит грузов через Казахстан в 2017 году вырос на17% и составил почти17 миллионов тонн.
Стоит задача довести ежегодные доходы от транзита в 2020 году до 5 миллиардов долларов.
Это позволит в кратчайшие сроки вернуть затраченные государством средства на инфраструктуру.
Необходимо обеспечить масштабное внедрениецифровых технологий, таких как блокчейн, для отслеживания движения грузов в онлайн-режиме ибеспрепятственного их транзита, а также упрощения таможенных операций.
Современные решения позволяют организовать взаимодействие всех звеньев логистики.
Использование «больших данных"(Big data) позволит обеспечить качественной аналитикой, выявить резервы ростаи снизить избыточные затраты.
Для этих целей необходимо внедритьИнтеллектуальную транспортную систему.
Она позволит эффективно управлять транспортными потоками и определять потребности дальнейшего развития инфраструктуры.
Для улучшения внутрирегиональной мобильности важно увеличить финансированиеремонта и реконструкции местной сети автодорог.
Общий объем ежегодно выделяемых на это бюджетных средств следует довести в среднесрочной перспективе до 150 миллиардов тенге.
Нужно обеспечитьактивное участие в этой работе всехакиматов регионов.
ПЯТОЕ. Внедрение современных технологий в строительстве и коммунальном секторе.
Благодаря реализуемым программам объемы ввода жилья в Казахстане превысили 10 миллионов квадратных метровв год.
Эффективно работает система жилищных сбережений, сделавшая жильедоступным для широких слоев населения.
Обеспеченность жильем на одного жителя выросла в последние 10 летна 30% и составляет сегодня21,6 квадратных метра.
Необходимо довести этот показатель в 2030 годудо 30 квадратных метров.
При выполнении этой задачи важно применятьновые методы строительства, современные материалы, принципиально иные подходы в проектировании зданий и планировании городской застройки.
Нужно установить повышенные требования ккачеству, экологичности и энергоэффективности зданий.
Строящиеся и уже имеющиеся дома и объекты инфраструктуры необходимо оснащатьсистемами интеллектуального управления.
Это повысит комфортность для населения, сократит потребление электроэнергии, тепла, воды, будет стимулировать естественных монополистов к повышению своей эффективности.
Важно внести соответствующие изменения в законодательство, в том числе регулирующее сферу естественных монополий.
Акимам нужно более активно решать вопросымодернизации жилищно-коммунальной инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства.
Для решения вопроса обеспечениясельских населенных пунктовкачественной питьевой водойПравительству необходимо ежегодно предусматривать на данную работу не менее 100 миллиардов тенгеиз всех источников.
ШЕСТОЕ. «Перезагрузка» финансового сектора.
Необходимо завершить очистку банковского портфеляот «плохих» кредитов.
При этом собственники банков должны нести экономическую ответственность, признавая убытки.
Вывод средств из банков акционерами в угоду аффилированных компаний и лиц должен являться тяжким преступлением.
Национальный банк не должен быть созерцателем таких деяний.
Иначе зачем нужен такой госорган?
Надзор за деятельностью финансовых институтов со стороны Нацбанка должен бытьжестким, своевременным и действенным.
Государство будет и далее гарантировать соблюдение интересов простых граждан.
Нужно ускорить принятиезакона о банкротстве физических лиц.
Кроме того, поручаю Национальному банку окончательно решить вопрос по валютным ипотечным займам населения, которые были предоставлены до 1 января 2016 года, когда законодательно был введен запрет на их выдачу физическим лицам.
Нацбанку и Правительству следует совместно решить вопрос обеспечениядолгосрочным кредитованием бизнеса по ставкам, учитывающим реальную рентабельность в отраслях экономики.
Важным являются дальнейшее улучшение инвестиционного климата иразвитие фондового рынка.
Это одна из основных задач Международного финансового центра «Астана», который начал свою работу.
Используя лучший международный опыт, он должен статьрегиональным хабом, применяющим английское право и современные финансовые технологии.
Развитию фондового рынка также будет способствовать успешный вывод акций нацкомпаний ФНБ «Самрук-Казына» на IPO.
СЕДЬМОЕ. Человеческий капитал — основа модернизации.
Новое качество образования.
Нужно ускорить созданиесобственной передовой системы образования, охватывающей граждан всех возрастов.
Ключевым приоритетом образовательных программ должно стать развитие способности к постоянной адаптации к изменениями усвоению новых знаний.
Вдошкольном образовании к 1 сентября 2019 года необходимо внедритьединые стандарты программ для раннего развития детей, развивающие социальные навыки и навыки самообучения.
Всреднем образовании начатпереход на обновленное содержание, который будет завершен в 2021 году.
Это абсолютно новые программы, учебники, стандарты и кадры.
Потребуется пересмотретьподходы к обучению и росту квалификации педагогов.
При университетах страны нужно развивать педагогические кафедры и факультеты.
Необходимо усилить качество преподавания математических и естественных наукна всех уровнях образования.
Это важное условие для подготовки молодежи к новому технологическому укладу.
Для повышения конкуренции между образовательными учреждениями и привлечения частного капитала будет внедрено подушевое финансированиев городских школах.
Учитывая, что нагрузка на ученикову нас самая высокая среди стран СНГ и в среднем более чем на треть выше, чем в странах ОЭСР, нужно ее снизить.
Во всех регионах на базе дворцов школьников нужно создатьсеть детских технопарков и бизнес-инкубаторов со всей необходимой инфраструктурой, включая компьютеры, лаборатории, 3D-принтеры.
Это поможет успешно интегрировать молодое поколение внаучно-исследовательскую ипромышленно-технологическую среду.
Будущее казахстанцев — за свободным владениемказахским, русским ианглийским языками.
Разработана и внедряетсяновая методика изученияказахского языка для русскоязычных школ.
Если мы хотим, чтобы казахский язык жил в веках, нужно его осовременить, не утяжеляяизбыточной терминологией.
Однако за последние годы на казахский язык было переведено 7 тысячустоявшихся и общепринятых в мире терминов.
Такие «нововведения» иногда доходят до смешного.
Например, «ғаламтор"("Интернет»), «қолтырауын"("крокодил»), «күй сандық"(«фортепиано») и таких примеров полно.
Необходимо пересмотреть подходы к обоснованности таких переводов и терминологически приблизить наш язык к международному уровню.
Переход налатинский алфавит способствует решению этого вопроса.
Следует определитьчеткий график перехода на латинский алфавит до 2025 года на всех уровнях образования.
Знаниерусского языка остаетсяважным.
С 2016 года в обновленных программах русский язык преподается в казахских школах уже с 1-го класса.
С 2019 года будет начат переход к преподаванию наанглийском языке отдельных естественнонаучных дисциплин в10-м и11-м классах.
В результате все наши выпускники будут владеть тремя языкамина уровне, необходимом для жизни и работы в стране и в глобальном мире.
Тогда и возникнет настоящее гражданское общество.
Человек любой этнической группы сможет выбратьлюбую работу вплоть доизбрания Президентом страны.
Казахстанцы станут единой нацией.
Содержательность обучения должна гармонично дополняться современнымтехническим сопровождением.
Важно продолжить работу по развитию цифровых образовательных ресурсов, подключению к широкополосному Интернету и оснащению видеооборудованием наших школ.
Необходимо обновить программы обучения втехническом ипрофессиональном образованиис привлечением работодателейи учетом международных требований и цифровых навыков.
Нужно продолжить реализацию проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех».
Государство дает молодому человекупервую профессию.
Правительство должно выполнить эту задачу.
В Интернете необходимо размещатьвидеоуроки ивидеолекции от лучших преподавателей средних школ, колледжей и вузов.
Это позволит всем казахстанцам, в том числе в отдаленных населенных пунктах, получить доступ клучшим знаниям и компетенциям.
В высшем образованиинужно увеличить число выпускников, обученных информационным технологиям, работе с искусственным интеллектом и «большими данными».
При этом следует развивать вузовскую наукус приоритетом на исследования в металлургии, нефтегазохимии, АПК, био-и IT-технологиях.
Требуется осуществить поэтапный переход на английский язык прикладных научных исследований.
Вузам необходимо активно реализовыватьсовместные проекты с ведущими зарубежными университетами и исследовательскими центрами, крупными предприятиями и ТНК.
Софинансирование со стороны частного секторадолжно стать обязательным требованием для всех прикладных научно-исследовательских разработок.
Нужно выстроить системную политику по поддержке наших молодых ученыхс выделением им квот в рамках научных грантов.
К сфере образования пора относиться как к отдельной отрасли экономикисо своими инвестиционными проектами и экспортным потенциалом.
Необходимо законодательно закрепить академическую свободу вузов, предоставив им больше прав создавать образовательные программы.
Требуется усилить переподготовку преподавателей, привлекать зарубежных менеджеров в вузы, открывать кампусы мировых университетов.
Наращивание потенциала нации требует дальнейшего развития нашейкультуры и идеологии.
Смысл «Рухани жаңғыру"именно в этом.
Идеалом нашего общества должен стать казахстанец, знающий свои историю, язык, культуру, при этом современный, владеющий иностранными языками, имеющийпередовые и глобальные взгляды.
Первоклассное здравоохранение и здоровая нация.
С ростом продолжительности жизни населения и развитием медицинских технологий объем потребления медицинских услуг будет расти.
Современное здравоохранение должнобольше ориентироваться на профилактику заболеваний, а не на дорогостоящее стационарное лечение.
Нужно усилить управление общественным здоровьем, пропагандируяздоровый образ жизни.
Особое внимание следует уделить охране и укреплению репродуктивного здоровья молодежи.
Следует переходить от малоэффективной и затратной для государства диспансеризации к управлению основнымихроническими заболеваниями с применением дистанционной диагностики, а также амбулаторного лечения.
Этот опыт давно есть в мире.
Нужно смело и активно его внедрять.
Необходимо принятькомплексный план по борьбе с онкологическими заболеваниями, создать научный онкоцентр.
Должны быть обеспеченывысокоэффективные ранняя диагностика илечение рака на основе передового международного опыта.
Необходимо провести такую же работу, которую мы провели в кардиологии, борьбе с туберкулезом и родовспоможении.
Здравоохранение будет поэтапно переходить на системуобязательного социального медицинского страхования (ОСМС), основанную на солидарной ответственности населения, государства и работодателей.
Необходимость ее внедрения не вызывает сомнений.
Однако требуется более тщательно провестиподготовительную работу, которая не была выполнена Минздравом и Минтрудсоцзащиты.
Нужно разработать новую модель гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП), определив четкие границы обязательств государства.
Услуги, не гарантированные государством, население сможет получать, став участником ОСМС или через добровольное медицинское страхование, а также сооплату.
Необходимо повыситьдоступность и эффективность медицинской помощи через интеграцию информационных систем, использование мобильных цифровых приложений, внедрение электронных паспортов здоровья, переход на «безбумажные» больницы.
Требуется приступить к внедрению в медицине технологийгенетического анализа, искусственного интеллекта, которые на порядок повышают эффективность диагностики и лечения заболеваний.
Важным вопросом являются обеспеченность и качество подготовкимедицинских кадров.
Сегодня мы имеем уникальную Школу медицины Назарбаев Университета, при которой функционирует интегрированная университетская клиника.
Этот опыт должентранслироваться на все медицинские вузы.
Для реализации этих и других мер следует разработатьновую редакцию Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения».
Качественная занятость и справедливая система социального обеспечения.
Важно обеспечить эффективностьрынка труда, создать условия, чтобы каждый мог реализовать свой потенциал.
Необходимо разработать современные стандартыпо всем основным профессиям.
В этих стандартах работодатели и бизнесменычетко закрепят, какие знания, навыки и компетенции должны быть у работников.
Нужно, исходя из требований профстандартов, разработать новые или обновить действующиеобразовательные программы.
Резервом экономического роста являются самозанятыеи безработные.
Я не раз требовал разобраться по вопросу самозанятых.
Министерство труда и социальной защиты населения проявило безответственность и поверхностность в этом деле.
Необходимо предоставить больше возможностей длявовлечения людей в продуктивную занятость — открыть собственное дело или получить новую профессию и устроиться на работу.
Заслуживает поддержки работа НПП «Атамекен» по обучению бизнесу.
Важно расширить охват этих категорий населения Программой развития продуктивной занятости и массового предпринимательства, усилив ее инструменты.
Процесс регистрации самозанятыхнужно максимально упростить, создать условия, при которых будет выгодно добросовестно исполнять свои обязательства перед государством.
Казахстанцы должны иметь возможностьсравнительно быстро найти новую работу, в том числе и в других населенных пунктах страны.
Требуется полномасштабное внедрение единой электронной биржи труда, где должна консолидироваться вся информация о вакансиях и лицах, ищущих работу.
Не выходя из дома человек сможет пройти тесты профориентации, узнать про учебные курсы, меры господдержки инайти интересную работу.
Трудовые книжки тоже следует перевести в электронный формат.
Закон по электронной бирже труданеобходимо принять до 1 апреля 2018 года.
Социальная политика будет осуществляться черезвовлечение граждан в полноценную экономическую жизнь.
Пенсионная система теперь полностью привязанак трудовому стажу.
Кто больше работал, тот будет получать большую пенсию.
В связи с этим всем казахстанцам нужно серьезно подойти к легализации своей трудовой деятельности.
В системесоциального страхования также будет усилена взаимосвязь между трудовым стажем и размерами выплат.
С 2018 года мы перешли на новый порядок оказанияадресной социальной помощималообеспеченным слоям населения.
Повышен порог ее оказания с 40 до 50%от прожиточного минимума.
Для трудоспособныхмалообеспеченных граждан денежная помощь будет доступна при условии их участия в мерах содействия занятости.
Длянетрудоспособных гражданмеры господдержки будут усилены.
Дорогие казахстанцы!
Все свои социальные обязательства государство исполнит в полном объеме.
Хочу напомнить, в 2016—2017 годах былитрижды повышены пенсии и пособия.
Базовая пенсия выросла в общей сложности на 29%, солидарная —на 32%, пособия на рождение ребенка — на 37%, а по инвалидности и потере кормильца — каждоена 43%.
Заработная плата работников здравоохранения увеличиласьдо 28%, образования — до 29%, социальной защиты —до 40%, госслужащих корпуса «Б» — на 30%, стипендии —на 25%.
Время кризисное. И не многие страны в мире смогли также повысить социальные расходы.
Расходы республиканского бюджета насоциальную сферу в 2018 году увеличенына 12% и превысили4,1 триллиона тенге.
Повышение социальных выплат, в том числе пенсий, увеличит доходы более 3 миллионов казахстанцев.
С 1 января 2018 годасолидарные пенсии вырослина 8%.
Повышение пособийдля инвалидов, семьям, потерявшим кормильца, воспитывающим детей-инвалидов, составило до 16%.
С 1 июля 2018 годабазовая пенсия увеличится в среднемв 1,8 раза в зависимости оттрудового стажа.
Кроме того, поручаюс 1 июля 2018 года дополнительно ввести госпособиядля родителей, осуществляющих уход за совершеннолетними инвалидами I группы с детства.
Ежемесячно такие пособия в размере не ниже одного прожиточного минимума получат порядка14 тысяч семей.
На эти цели потребуется до 3 миллиардов тенгев 2018 году.
Для повышения престижа профессии учителя поручаюс 1 января 2018 года должностной оклад учителей, которые переходятна обновленное содержание учебного материала, увеличить на 30%.
Обновленное содержание — это современные учебные программы, соответствующие международным стандартам и прошедшие адаптацию в Назарбаев Интеллектуальных школах.
Они дают нашим детям необходимыефункциональную грамотность икритическое мышление.
Кроме того, поручаю ввестив 2018 году новую сетку категорийдля учителей, учитывающую уровень квалификации с увеличением разрывов между категориями.
Категории необходимо присваивать через национальный квалификационный тест, как это делается во всем мире.
Это будет стимулировать педагогов к постоянному совершенствованию.
В результате в зависимости от подтвержденной квалификации в целомзаработная плата учителей вырастет от 30 до 50%.
Для этого в текущем году необходимо дополнительно выделить67 миллиардов тенге.
ВОСЬМОЕ. Эффективное государственное управление.
Нужно продолжить работу по сокращению издержекдля предпринимателей и населения при государственном администрировании.
В связи с этим важно ускорить принятие закона, направленного надальнейшее дерегулирование бизнеса.
Необходимо обеспечить цифровизацию процессовполучения бизнесом господдержки с ее оказанием по принципу «одного окна».
Интеграция информационных систем госорганов позволит перейти от оказания отдельных госуслуг к комплексным по принципу"одного заявления».
Также следует продолжить работу по повышению качества услуг субъектов естественных монополий.
Важно устанавливать обоснованные тарифы им и энергопроизводителям с учетом инвестиционных программ.
Требуются решительные действия поулучшению бизнес-климата, особенно на региональном уровне.
Правительство должно подготовить новый пакет системных мерпо поддержке бизнеса, вывода его из тени.
Следует ускорить реализацию плана приватизации, расширив его за счет сокращения числаподведомственных организаций госорганов.
Те подведомственные организации, которые реально необходимы, следует по возможностиконсолидировать для снижения административных расходов.
Высвобожденные средства нужно направить на внедрениеновой системы оплаты труда госслужащих на основефакторно-балльной шкалы.
Она сократит диспропорции в окладахгосслужащих регионов и центра, а также будет учитывать характер работы и ее эффективность.
Поручаю Правительству совместно с Агентством по делам госслужбы реализовать в 2018 годупилотные проекты в центральных и местных госорганах по внедрению этой системы.
Необходимоболее полно раскрыть потенциал эффективности государственной службыв регионах через повышение их экономической самостоятельности и ответственности.
В целом фокус региональной политики следует перенести с выравнивания расходов на стимулирование роста собственных доходов регионов.
В частности, одним из перспективных источников для любого региона является развитиевъездного и внутреннего туризма, создающего сегодня каждое десятое рабочее место в мире.
Правительству в свою очередь надо принять комплекс мер, включая упрощение визовых процедур, развитие инфраструктуры и снятие барьеров в отраслитуризма.
В рамках фискальной децентрализациинеобходимо решить вопрос передачи в региональные бюджеты корпоративного подоходного налогаот малого и среднего бизнеса.
С 1 января 2018 года в городах районного значения, селах и сельских округахс численностью населения свыше 2 тысяч человекзаконодательно предусмотрено внедрение самостоятельного бюджета и коммунальной собственностиместного самоуправления.
С 2020 года эти нормы будут действовать во всех населенных пунктах.
В бюджет села передано7 видов налоговых и других неналоговыхпоступлений, а также 19 направлений расходов.
Это позволитвовлечь население в решение вопросов местного значения.
Кроме того, государственные органы должны применять современныецифровые технологии для учета замечаний и предложений граждан в режимереального времени иоперативного реагирования.
Внедряя новые технологии, государству и компаниям следует обеспечивать надежную защитусвоих информационных систем и устройств.
Сегодня понятиекибербезопасности включает в себя защиту не просто информации, но идоступа к управлению производственными и инфраструктурными объектами.
Эти и иные меры должны найти отражение в Стратегии национальной безопасностиКазахстана.
ДЕВЯТОЕ. Борьба с коррупцией и верховенство закона.
Будет продолжена превентивная борьбас коррупцией.
Проводится большая работа.
Только за 3 последних года осуждено за коррупцию более 2,5 тысячи лиц, включая топ-чиновников и руководителей госкомпаний.
За этот период возмещено порядка17 миллиардов тенгенанесенного ими ущерба.
Важной является цифровизация процессов в госорганах, включая их взаимодействие с населением и бизнесом.
В частности, граждане должны видеть, как рассматриваются их обращения, и вовремя получать качественные ответы.
Осуществляютсяинституциональные преобразования судебной и правоохранительной систем.
В законодательство внесены нормы, предусматривающие усилениезащиты прав граждан в уголовном процессе, снижение его репрессивности.
Расширены права адвокатов, а такжесудебный контроль на досудебной стадии.
Разграничены полномочия изоны ответственности правоохранительных органов.
Работу по укреплению гарантий конституционных прав граждан, обеспечению верховенства права, гуманизации правоохранительной деятельности необходимо продолжить.
В сфереохраны общественного порядка и обеспечения безопасности нужно активно внедрятьинтеллектуальные системы видеонаблюдения и распознавания на улицах и в местах массового пребывания граждан, контроля за дорожным движением.
ДЕСЯТОЕ. «Умные города» для «умной нации».
2018 год — год20-летнего юбилея нашей столицы — Астаны.
Ее становление и вхождение в число важнейших центров развития Евразии — предмет нашей общей гордости.
Современные технологиидают эффективные решения проблем быстрорастущего мегаполиса.
Нужно комплексно внедрять управление городской средой на основе концепции «Смарт Сити"и развития компетенций людей, переселяющихся в город.
В мире пришли к пониманию, что именно города конкурируют за инвесторов.
Они выбирают не страну, а город, в котором комфортно жить и работать.
Поэтому на основе опыта Астаны необходимо сформировать"эталонный» стандарт «Смарт Сити» и начать распространение лучших практик и обмен опытом между городами Казахстана.
«Умные города"станут локомотивами регионального развития, распространения инноваций и повышения качества жизни на всей территории страны.
Вот 10 задач. Они понятны и ясны.
Дорогие казахстанцы!
Благодаряполитической стабильности иобщественному консенсусу мы приступили кмодернизации экономики, политики и сознания.
Дан импульс новому этапутехнологического и инфраструктурного развития.
Конституционная реформа установила более точный баланс ветвей власти.
Мы развернули процесс обновлениянационального сознания.
По сути, эти три базовых направления являются системной триадойказахстанской модернизации.
Чтобы соответствовать новому времени, нам предстоит сплотиться в единую нацию— нацию, стоящую на пороге исторического восхождения в условиях Четвертой промышленной революции.
Как уже сообщало ИА REGNUM, Нурсултан Назарбаев обратился к казахстанцам 9 января вечером,сообщив, что послание вновь (второй год подряд) будет обнародовано сразу в письменном виде — до 2017 года государства озвучивал программный документ устно. Текст послания был опубликованпресс-службой президента.