Число аварий с участием пассажирского транспорта в России год за годом неумолимо растет. Все чаще к трагедиям приводит использование для перевозок исчерпавших свой ресурс старых автобусов. Нередко жертвами подобных ДТП становятся и дети. Большинство собравшихся 4 декабря в Общественной палате РФ участников круглого стола сошлись во мнении, что в сложившихся условиях возить детей на старых автобусах — это недопустимый риск. Однако представители некоторых транспортных компаний, не желающие терять прибыль от перевозок, убеждены в обратном.

Во вступительном слове член Общественной палаты Валентина Цывова назвала неутешительные цифры статистики. С начала 2017 года произошло более 4 тысяч аварий с автобусами, при этом погибли более 260 человек, это на 43% больше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. В громких «автобусных» авариях прошлых месяцев на Кубани, во Владимирской области, в других регионах погибли десятки людей. При этом только за первое полугодие 2017 года на дорогах в результате ДТП погибло 278 детей, почти 9 тысяч детей получили ранения.

По словам Валентины Цывовой, невозможно игнорировать факт, что рост автобусных ДТП происходит на фоне стремительного старения автобусного парка в России. В прошлом количество автобусов, имеющих срок эксплуатации более 10 лет, составляло около 65% от парка всех автобусов. При этом старые автобусы постоянно ломаются, выходят из строя, в том числе, во время рейсов, с пассажирами на борту. Серьезность проблемы вызвала беспокойство родителей, которые теперь часто отказываются отправлять своего ребенка в организованную поездку. Родительская петиция в Сети с требованием ужесточить правила детских перевозок, уже набрала более 23 тысячи подписей. Проблема привлекла внимание СМИ, ГИБДД, и даже первого лица государства. Президент России Владимир Путин на совещании с членами правительства в июле этого года выразил особую обеспокоенность ростом числа ДТП с участием пассажирских автобусов.

Выступающие подтвердили, что использование для пассажирских перевозок старых автобусов, чей эксплуатационный ресурс был давно исчерпан, все чаще становится причиной аварий. Например, в августе 2017 года, когда старый автобус из-за внезапно отказавших тормозов рухнул в Керченский пролив, это стало причиной гибели 19 человек, а в октябре, когда у «Мерседеса» возрастом 26 лет неожиданно сел аккумулятор при переезде железнодорожных путей, от столкновения с поездом погибли 16 человек. Причем подобные аварии с меньшим резонансом происходят в регионах еженедельно.

«До 15% ДТП — это то, что связано с неисправностью транспортного средства, — подчеркнул заведующий кафедрой автомобилей МАДИ, профессор Андрей Иванов. — У нас официальная статистика где-то 3%, но вот американцы считают, что даже на такие официальные цифры надо смотреть осторожно, потому что есть скрытые причины, когда вроде виноват водитель, а на самом деле у него не было достаточной информации или возможности и т.д.».

Между тем предпринимаемые правительством попытки урегулировать вопрос на законодательном уровне встречают неприятие в рядах автоперевозчиков, которые не хотят инвестировать в обновление автобусного парка. По итогам круглого стола его участники пришли к выводам, что в сложившейся ситуации грамотно разработанное постановление о запрете организованных перевозок детей на автобусах старше 10 лет, необходимо для россиян.

«Мы обсуждаем все, что угодно, только не детей, потому что никто из нас за этим столом не возьмет на себя смелость сказать, — давайте между деньгами и жизнью детей выберем деньги, — отметил заместитель председателя комиссии по общественному контролю ОП РФ Артем Кирьянов. — Нет же желающих вот так публично признаться в особом цинизме, как говорят юристы. То есть мы, предлагая смотреть на экономические параметры, так или иначе отвлекаемся на негодные объекты. Надо просто признать, что постановление должно войти в силу в кратчайшие сроки».

Аналогичную точку зрения выразили и другие участники круглого стола.

«Понятно, что механизм этот нужен, — уверен автоэксперт, ведущий программы «Минтранс» на «РЕН-ТВ» Вячеслав Субботин. — То, что за 10 лет машины рушатся — это совершенно точно, и, мало того, они не оснащены всеми современными системами, их просто нет там физически, а в современных автобусах они есть. И нужно вводить, то, что приняли в 2013 году о десятилетних автобусах, и очень серьезно работать над всем этим документом… Документ этот надо принимать срочно».