«Вместо фриланса хотят собственный бизнес»: кто такие самозанятые в России?
Москва, 24 ноября, 2017, 15:03 — ИА Регнум. Фриланс не пользуется популярностью среди молодёжи — гораздо больше людей рассчитывают завести собственное дело и выбиться в предприниматели. Об этом корреспонденту ИА REGNUM 24 ноября заявил директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков, комментируя результаты опроса аналитического центра НАФИ о динамике числа самозанятых в России.
Согласно опросу, в котором приняли участие 1,6 тыс. респондентов, за год доля граждан, которые относят себя к категории самозанятых, выросла с 10% до 18%. При этом чаще всего такие фрилансеры заняты торговлей (11%), строительством (9%) и ремонтом (5%).
Самая большая доля самозанятых — среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга (по 25% против 13% в других городах-миллионниках). При этом 20% столичных самозанятых утверждают, что фриланс для них является единственным источник дохода, пишет «КоммерсантЪ».
"Нужно выделить не только категорию тех, кто считает себя самозанятыми в той или иной форме, но и разделить эту категорию с понятием фриланса — это всё-таки несколько разные понятия. По нашим опросам, среди молодёжи, среди тех, кому от 18 до 30 лет, — именно фрилансерами хотели бы быть только 7%. При этом более 30% молодёжи хотели бы заниматься собственным бизнесом», — заявил Калмыков.
При этом зачастую как самозанятых себя идентифицируют именно полноценные предприниматели, которые ещё не успели или не смогли развить своё дело в достаточно крупный бизнес, констатировал эксперт.
С другой же стороны, часто понятие «самозанятости» выражает форму бессистемных подработок, продолжил он.
«Когда человек занят несистемно, не работает постоянно, а перебивается от заработка к заработку — такие тоже зачастую себя обозначают самозанятыми. Не каждый человек сейчас понимает само это понятие, и это тоже очень важный нюанс, на который нужно обратить внимание», — подчеркнул Калмыков.
В этой связи однозначно интерпретировать результаты социального опроса аналитического центра НАФИ непросто. Тем не менее можно утверждать, что под ростом числа «самозанятых» в значительной мере скрывается вполне здоровая тенденция российской экономики — когда многие люди уходят в том числе на удалённые формы занятости, указал он.
«Так, недавно на слушаниях в Государственной думе по развитию моногородов была выдвинута инициатива с тем, чтобы более активно поддерживать обучение удалённым профессиям в случае самозанятости людей в тех регионах и городах, где нет возможности обеспечить полноценную занятость всем гражданам», — отметил эксперт.
По его словам, практика, когда человек находится в одном городе, а оказывает услуги для людей, находящихся на совершенно других территориях, вполне нормальна, и в дальнейшем доля такой формы занятости в российской экономике будет только расти.
В то же время развитие таких профессий не сможет решить весь комплекс проблем с трудоустройством в России.
«Это не панацея, это не решит всех проблем занятости и не обеспечит возможность каждому реализовать себя. Это лишь одна определённая категория набора услуг и определённая категория людей», — добавил Калмыков.