Уровень жизни населения арктической территории Якутии выше не становится, не смотря на все финансовые вливания на эти цели. Об этом 22 ноября, выступая на заседании Госсобрания республики, заявил заместитель председателя регионального парламента Виктор Губарев, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Читайте также: Якутия просит финансовое подкрепление программы развития Арктики

Депутат пояснил, что в республике реализуется комплексная программа развития арктических и северных районов на 2014−2017 с финансовым обеспечением в 44 млрд рублей. «Мы определили хотя бы перечень тех проблем, которые нужно решать, но сегодня она выполняется только наполовину», — отметил Виктор Губарев, озвучив своё намерение настаивать, чтобы ко второму чтению бюджета-2018 вопросам арктического обеспечения и решению проблем северных территорий было уделено пристальное внимание.

«Так, по транспортному обеспечению фактически не решили мы вопрос. Сегодня строим только взлётно-посадочную полосу в Чокурдахе, и то освоили не все деньги, не достроили, хотя она должна была быть готова в этом году. И по вопросу обеспечения возможностей перелётов в центр республики из северных районов мы практически ничего не решили. Возможности республики мы используем, дотации делаем на эти рейсы, но они ни в коей мере не решают проблему, так и остаются высокие тарифы, до 30 тыс. рублей из Черского в Якутск прилететь. Не добились того, чтобы дотация была из федерального бюджета для решения вопроса внутриреспубликанских перевозок, особенно с севера», — перечислил основные проблемы населения арктической территории республики депутат.

Читайте также: «Программа развития арктической зоны — это полнейший обман»

Он также назвал недостаточным финансирование в 152 млн рублей на модернизацию традиционных отраслей севера и с сожалением констатировал, что число необходимых в северных населённых пунктах с северным завозом картофелехранилища составляет только 30% от нужного количества. Проблемы, по мнению Виктора Губарева, есть и в медицине, «существенного улучшения состояния которой в северных районах не произошло».

«Планировали построить 6 ФАП, но 3 вообще под вопросом, будет на них финансирование или нет. Инвестиционная программа сокращается, почти наполовину. Строительство школы будет ли продолжено в Кюсюре? Не знаем, это уже долгострой. В Чокурдахе вопрос — может быть заморожена школа. Даже на те объекты, которые запланировали, уже недостаточно средств. Поэтому нужно ко второму чтению очень серьёзно подойти. Если посмотреть программу, которую мы ставили по повышению уровня жизни, не насколько он не улучшился. Показатель заболевания он намного выше, чем по республике и по РФ. Мы не решили вопрос обеспечения продовольствием наших северных арктических районов, летом цена картофеля и лука доходила до 350 рублей», — также обратил внимание Виктор Губарев.

Читайте также: «Арктика — это не только нефть и газ, но еще и кратчайший морской путь»

Ещё одним негативным фактором он назвал изменение федеральных законов, касающихся арктических территорий. По словам депутата, если раньше народам севера под ведение традиционного хозяйствования земля отдавалась безвозмездно, то сегодня — в аренду.

«Более того, с 2018 года для того, чтобы наши общины пользовались охотугодьями, нужно будет заключать охотохозяйственные соглашения, а на это потребуется более 70 млн рублей, придётся платить», — констатировал парламентарий.

Расстроило его и то, что не удалось поддержать из бюджета кочевые семьи, которые, по его данным, живут сегодня в тяжелейших условиях («а это более 400 детей!»). Таким семьям планировалось выделить хотя бы по 100 тыс. рублей единовременно, но эту инициативу не довели до конца.

Читайте также: Освоение Арктики может остаться лишь красивым лозунгом

«В Госдуме лежит проект закона народов, ведущих кочевой образ жизни, и его в очередной раз откладывают. Вопросов очень много, — продолжал перечислять факторы, тормозящие улучшение качества жизни людей в Арктике, Виктор Губраев.

Он назвал необходимым уделять больше внимания вопросам Арктики и предложил пересмотреть структуру управления северными территориями путём создания в республике межведомственной комиссии с серьёзными полномочиями, которую бы возглавлял один из первых заместителей председателя правительства или сам премьер-министр.

«Тогда бы мы могли усилить работу. Арктике нужно уделять много внимания по всем направлениям, и с федеральными структурами работать, и внутри республики есть очень много резервов», — подытожил вице-спикер Госсобрания Якутии.

Как сообщало ИА REGNUM ¸ доктор социологических наук, кандидат психологических наук, профессор Арктического государственного института искусств и культуры Ульяна Винокурова высказывала мнение, что в Якутии границы арктической зоны слишком узкие, а программа развития Арктики практически не работает.

«Вокруг постоянно говорят о сложностях адаптации к условиям Крайнего Севера, то есть, всех интересуют только те, кто прибывает в Арктику. А как же те, кто там живёт? — отмечала эксперт. — Складывается ощущение, что если и возникает интерес к арктическим районам извне, то только из желания заполучить полезные ископаемые оттуда с наименьшими затратами. Населению, проживающему там, это совершенно неинтересно, им даже лучше, если на их территории не найдут ничего ценного. Поэтому есть два подхода к изучению Арктики: внутренняя (с целью там жить) и внешняя — желание обладать богатствами Севера».