Обнародованы основные итоги работы региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края в 2001-2003 годах. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в РЭК - департаменте цен и тарифов Краснодарского края, За 2001-2003 годы рассмотрено и утверждено более 3000 цен, тарифов, торговых надбавок по регулируемым видам деятельности. В результате, - получен экономический эффект в размере 5 млрд. руб. Столько средств сэкономлено для потребителей и бюджетов всех уровней за счет регулирования цен и тарифов на электрическую и тепловую энергию, природный и сжиженный газ, жилищно-коммунальные, транспортные и другие важнейшие услуги.

За анализируемый период специалистами единого тарифного органа проверено более 1000 организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности. Результаты проверки учитывались и будут учитываться при очередном регулировании цен и тарифов для данных предприятий. В частности, проведена комплексная проверка ОАО "Кубаньэнерго" и ее филиалов. По ее итогам выявлено 346 млн. руб., заложенных в тарифы на 2002 г., оплаченных потребителями, но неосвоенных или же использованных не по целевому назначению. В соответствии с действующим законодательством, заключением экспертного совета по ценовой и тарифной политике края и решением правления РЭК - департамента цен и тарифов, эти средства направлены на поэтапную ликвидацию в регионе перекрестного субсидирования и снижение с 1 июля прошлого года тарифов на электроэнергию для крупных потребителей.

С момента вступления в силу с 1 июля 2002 г. нового административного Кодекса, позволившего контролирующим службам самостоятельно принимать решения по фактам нарушений в сфере ценообразования, специалистами единого тарифного органа края рассмотрено 89 таких дел. В итоге вынесено 81 постановление на юридических, должностных и физических лиц о наложении штрафов на общую сумму более 1,5 млн. руб. Кроме того, в 2001-2003 гг. за нарушение порядка ценообразования взыскано в консолидированный бюджет края, а также направлено на перерасчет с потребителями товаров и услуг финансовых средств на общую сумму более 35 млн. руб.

За рассматриваемый период по результатам проверок, проведенных единым тарифным органом в городах и районах края, выявлено нарушений порядка проведения закупок на муниципальные и государственные нужды на сумму 400 млн. руб., а также неэффективное использование бюджетных средств в размере 20 млн. руб.

Практика соблюдения конкурсных процедур свидетельствует о снижении бюджетных расходов на 20-25%. Итогом проверок государственного и муниципального заказов стало принятие статьи 78 Закона о краевом бюджете, которой предусмотрена блокировка расходов бюджета согласно Бюджетному Кодексу.

В 2003 г., в целях формирования единой тарифной политики на территории края, сдерживания роста цен на жилищно-коммунальные услуги и оптимизации расходования бюджетных средств, выделяемых предприятиям ЖКХ, проведена инвентаризация фактического использования средств, предусмотренных в тарифах на указанные услуги на цели воспроизводства основных производственных фондов муниципальными и государственными унитарными предприятиями жилищно-коммунального хозяйства в 2001-2002 гг. Результаты инвентаризации показали, что данные средства используются не в полной мере, более того, перераспределяются на другие статьи. При очередном регулировании тарифов для предприятий, в которых выявлены подобные нарушения, все неиспользованные и использованные не по целевому назначению средства исключаются из расчета тарифов. Для обеспечения единого подхода при формировании тарифов на услуги ЖКХ, усиления контроля за ценообразованием в крае, в 2003 г. заключены соглашения с администрациями муниципальных образований по рассмотрению и согласованию единым тарифным органом края экономически обоснованных тарифов на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые муниципальными предприятиями.

В августе 2003 г. подписано Соглашение о взаимодействии между Федеральной энергетической комиссией России и региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов края по вопросам государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий. В рамках реализации соглашения уже осуществлена проверка морских портов. Так, в ходе проверки Новороссийского судоремонтного завода установлено необоснованное занижение стоимости услуг по хранению грузов. По требованию региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов в контракт на оказание услуг внесены изменения, а также доначислен налог на прибыль в сумме 0,9 млн. руб.

По заданию администрации края и РЭК - департамента цен и тарифов, в 2003 г. независимой организацией проведены два этапа обследования пассажиропотока в пригородном железнодорожном транспорте. После проведения аудиторской проверки затрат Краснодарского отделения СКЖД и установления достоверных сведений о размере краевых обязательств, будет принято решение о суммах инвестирования в пассажирские железнодорожные перевозки, а также об установлении экономически обоснованных тарифах на проезд в пригородном ж/д транспорте.

В ходе проверки ОАО "Южная телекоммуникационная компания" был установлен факт нарушения основных принципов планируемого введения в начале 2003 г. в городе Краснодаре системы повременной оплаты услуг телефонной связи (СПУС), что могло привести к необоснованному увеличению стоимости услуг местной телефонной связи для всех категорий потребителей. В результате, - ввод СПУС в городе Краснодаре был приостановлен.

По мнению специалистов, от непроведенных переоценок имущества краевой бюджет только в 2003 г. потерял более 2 млрд. руб., а провизорная оценка балансовой стоимости имущества показывает ее расхождение с реальными рыночными ценами в 5 и более раз. Большие вопросы возникают и к оценке рыночной стоимости реализуемых земельных участков. Не желая мириться с такой ситуацией, администрация края и РЭК - департамент цен и тарифов явились инициаторами образования в минувшем году некоммерческого партнерства "Союз оценщиков Кубани" (НП "СОК") единой саморегулируемой организации оценщиков, имеющей в своем распоряжении административный ресурс государственных органов власти. Такое сближение, с одной стороны, усилит контроль за недобросовестной оценкой, с другой, - поднимет на качественно новый уровень систему оценочных отношений в крае, создаст реальную базу для диалога между органами власти и оценщиками. По данному направлению работа начала осуществляться только во втором полугодии 2003 г., но уже есть ее конкретные результаты: проведенная оценка 360 объектов недвижимости позволила дополнительно привлечь в бюджет края средств по налогу на имущество в сумме 24 млн. руб.; коэффициент прироста оценочной стоимости объектов недвижимости составил показатель 3,13.

Комиссией - департаментом осуществляется сбор информации о рыночных ценах на недвижимость в крае. На основе полученной информации, ежеквартально составляется мониторинг рыночных цен на недвижимое имущество. Кроме того, проводится работа с федеральными органами по экспериментальному введению на территории края единого налога на недвижимость.

Учитывая высокую социальную значимость хлеба, как продукта №1, в 2001-2003 гг проводилась и в 2004 г. будет продолжаться работа по сдерживанию цен на хлеб формовой 1 сорта из муки регионального фонда. Результатом деятельности по регулированию цен на хлеб в Краснодарском крае является тот факт, что кубанский каравай был и остается одним из самых дешевых не только на Северном Кавказе, но и во всей России.

В целях оптимизации процесса проведения закупок продукции для нужд бюджета способом котировок, а также необходимости всестороннего анализа оптово-отпускных и розничных цен на основные социально-значимые товары и услуги по городам и районам края, мониторинг цен ежемесячно готовится и размещается в базе данных "Краснодарский выпуск" системы "Консультант плюс", в базе данных "Законодательство Краснодарского края" системы "Гарант", а также в сети Интернет - на официальном сайте Комиссии - департамента.

Работниками единого тарифного органа проводилась большая текущая работа с обращениями и жалобами юридических и физических лиц, в основе своей, по вопросам технико-экономического обоснования цен и тарифов, применения различных льгот. За 2001-2003 гг. рассмотрено более 2500 писем; по всем из них даны исчерпывающие ответы и пояснения специалистов.

СПРАВКА: В июне 2002 года, в соответствии с постановлением губернатора, путем слияния РЭК, осуществляющей государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию, природный и сжиженный газ, с управлением ценовой политики, выполняющим функции расчета и согласования цен по другим отраслям хозяйственного комплекса, образована региональная энергетическая комиссия - Департамент цен и тарифов Краснодарского края. Таким образом, в масштабе региона были объединены практически все сферы, подлежащие госрегулированию, и создан центр, на который возложены задачи проведения единой политики ценового и тарифного регулирования и контроля за правильностью применения предприятиями и организациями установленных цен и тарифов.

Основные функции единого тарифного органа региона делятся на три группы - утверждение цен и тарифов на продукцию и услуги, подлежащие государственному регулированию, прогнозно-оценочные и контрольно-ревизионные функции.