Задержание на международной конференции в Петербурге ветерана-чернобыльца из Литвы Владимира Кузнецова было спланированной акцией, целью которой было не позволить ему выступить с докладом. Об этом заявил 5 октября корреспонденту ИА REGNUM организатор конференции, глава компании «Декомиссия» Олег Бодров.

Литовский специалист приехал в Петергоф на международную конференцию сети «Декомиссия», посвященную выводу из эксплуатации атомных электростанций в разных странах. Как сообщали СМИ, 3 октября во время выступления Кузнецова в зал зашла полиция, гражданин Литвы был задержан полицейскими под предлогом нарушения им миграционных правил: Кузнецов въехал в РФ по туристической, а не гуманитарной визе, дающей право на участие в научных и общественных мероприятиях. Позже Кузнецова освободили из отдела полиции, составив протокол об административном штрафе в 5000 рублей. Этот штраф будет оспорен в суде.

«Организатор (конференции) говорит, что одинаковое письмо было направлено в посольства в Литве и в США, в письме был запрос на гуманитарную/бизнес-визу и указана цель, участники из США получили бизнес-визу, а участник из Литвы — туристическую (хотя сам участник конференции запрашивал гуманитарную)», — сообщал 3 октября на своей странице в Facebook экологический активист Рашид Алимов.

В свою очередь, глава «Декомиссии» и организатор конференции Олег Бодров 5 октября заявил ИА REGNUM, что целью этих действий было не дать Кузнецову прочесть его доклад. Сотрудники полиции появились на конференции перед началом его доклада, время которого было известно заранее, не разрешили ему прочесть этот доклад и не интересовались никем другим из иностранных участников конференции.

Бодров полагает, что у задержания Кузнецова есть несколько мотивов. Вероятно, те, кто планировал эту акцию, намеревались таким образом продемонстрировать свое отношение к Литве, с которой у России сложные политические отношения.

«Но мы говорим о профессионале высокого класса, а не просто о гражданине Литвы. К тому же он родился в Рязанской области и работал на Ленинградской АЭС, так что литовцем его можно считать с большой натяжкой. На Игналинской АЭС он занимался вопросами вывода реакторов из эксплуатации, и его опыт был бы очень ценен для нас, позволил бы избежать ошибок, ведь на ЛАЭС — такие же реакторы», — сказал Бодров.

Другой возможный мотив состоит в том, что конференция организовывалась не «Росатомом», допускает Бодров: «Они — государственные монополисты и хотят сами решать, с кем и о чем говорить по атомной энергетике. Но мы руководствовались не политическими предпочтениями, а профессионализмом. Решать вопрос с реакторами нам придется при любых отношениях с любыми странами».