Бабушкинский районный суд Москвы, сегодня, 15 марта, вынес приговор трем сотрудникам милиции, которым инкриминировалась попытка перепродажи альта итальянского мастера XVIII века Лоренцо Стариони. Трое обвиняемых по ст. 175 УК РФ (сбыт краденого) получили от 2 до 4 и лет лишения свободы условно с лишением права на 3 года занимать должности в органах исполнительной власти. Ранее, все трое имели служебные взыскания по тому же делу.

Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, один из сотрудников милиции был задержан работниками Главного управления собственной безопасности (ГУСБ) МВД России, когда показывал альт предполагаемому покупателю в результате спецоперации. Ранее в управление поступили оперативные сведения о том, что один из сотрудников милиции хочет сбыть антикварный инструмент за 200 тыс. долл., выдав его за скрипку Амати. По утверждению адвокатов, их подзащитные не могли достоверно знать, что скрипка похищена. Между тем сотрудники ГУСБ МВД посчитали это действие заключением сделки по продаже альта, и передали его вместе с другими материалами дела следователям прокуратуры, а обвиняемый милиционер был заключен под стражу. В ходе следствия по делу выяснилось, что этот инструмент был предоставлен государством в аренду известному российскому музыканту Игорю Найдину, у которого его и украли 13 апреля 2002 года на Тихвинской улице, когда он на полчаса оставил альт на заднем сиденье своей машины. Альт был извлечен из машины находившимися поблизости наркоманами и во дворе того же дома продан за 150 долларов скупщику краденого. Истинной ценности инструмента, которого все трое посчитали "дорогой скрипкой", никто не представлял. Покупатель (скупщик краденого), первоначально взятый под стражу, вскоре был выпущен на свободу из-за недоказанности его умысла на сбыт государственной ценности. Как утверждали на заседании адвокаты, их подзащитные тем более не могли иметь информации о том, у кого и какой именно инструмент был похищен.

Генеральный директор музейно-выставочного комплекса РОСИЗО Евгений Рябов, отдавший альт И.Найдину в аренду, заявил, что после обнаружения инструмента, он больше не попадет в руки музыканта. "Игорь Найдин грубо нарушил договор об аренде, оставив альт в машине без присмотра. Хотя согласно договору не должен был расставаться с ним ни на секунду", - отметил Евгений Зяблов. Более того, гендиректор утверждает, что если бы инструмент вовсе не нашли, РОСИЗО добивалось бы возмещения материального ущерба с самого музыканта. До РОСИЗО это намеревалась сделать компания "РЕСО-гарантия", застраховавшая альт на 150 тыс. долл. По делу также проходили еще два сотрудника милиции, к услугам которых обвиняемый пробовал прибегнуть для поиска потенциальных покупателей.

Весьма своеобразные критерии оценки существуют и при экспертизе подобных инструментов. Первоначально стоимость инструмента была оценена в 70 тыс. долл., и адвокат обвиняемого ходатайствовал об освобождении своего подопечного из изолятора, заменив ему в качестве меры пресечения арест на подписку о невыезде. В результате его выпустили, однако судья и адвокаты ходатайствовали о назначение повторной экспертизы в лаборатории Министерства культуры РФ. Выяснилось, что первая оценка инструмента была неверной, похищенный альт, по мнению экспертов Минкультуры, стоит не менее $110 тыс. Окончательная оценка альта - 250 тыс. долларов. Как пояснили на суде представители экспертной комиссии, для специалистов важно не только то, какой мастер и в каком веке изготовил инструмент, но и количество подобных альтов, находящихся в данной стране. В России этот альт Стариони - чуть ли не единственный, зато в США и Японии их значительно больше. Более того, исключительно важно и качество дерева, из которого был произведен инструмент. Как выяснилось, в наше время даже мастера класса Страдивари и Амати не смогут изготовить альт такого звучания, так как современные деревья растут на почве, загрязненной производственными отходами.

Задержание произошло весной 2003 года, в самом начале проведения операции "Чистые руки" и массового выявления в рядах МВД "оборотней в погонах". Как пояснил после судебного заседания корреспонденту ИА REGNUM адвокат одного из обвиняемых Андрей Князев (московская коллегия адвокатов "Князев и партнеры"), представители защиты считают такой приговор компромиссным решением. Хотя судья сняла такой серьезный пункт обвинения, как "использование обвиняемыми их служебного положения", по закону их подзащитные должны быть оправданы, так как не было доказано самого факта совершения сделки. "Они всего лишь встретились, показали предполагаемым покупателям инструмент и разъехались. Никто даже не договаривался о цене, - отметил он. - Следовательно, максимум, что наши подзащитные могли получить, это дисциплинарное наказание. Хотя, разумеется, они должны были проявить должную бдительность, и не ввязываться в подобные дела".