Граждане России, приезжающие в ДНР, отмечают невысокую стоимость различных бытовых услуг. Однако дешевы ли они для жителей республики и какими услугами они предпочитают пользоваться сегодня?

Корреспондент ИА REGNUM искал ответы на эти вопросы.

Если сравнить количество парикмахерских, салонов красоты, павильонов для ремонта обуви и ателье в Донецке сегодня с тем количеством, которое было здесь до войны, то можно сделать вывод, что число их уменьшилось. В 2014 — до середины 2015, вспоминают дончане, пережившие самые страшные обстрелы начала войны, было большой проблемой подстричься или починить прохудившуюся обувь. Все было закрыто, да и посетителей не густо. Редкие работающие парикмахерские закрывались в час дня, а самая простая мужская стрижка стоила от 100 гривен (по нынешнему курсу 230 рублей), тогда как перед войной — от 40 гривен.

Уже в 2015 году разные салоны и павильоны бытовых услуг начали открываться. Время работы было тоже ограничено несколькими часами. Но сегодня они уже выходят на довоенный режим работы, цены — разные, есть и социальные.

Если взять парикмахерские услуги, то они делятся на доступные и для состоятельных клиентов. В обычных парикмахерских сегодня можно подстричься (как мужчинам, так и женщинам) по цене от 80—100 рублей. И если мастер — это профессионал, то и услуга будет хорошего качества. В обычных парикмахерских можно сделать простой маникюр за 100 рублей и выше, педикюр — 200 рублей, коррекция и окраска бровей — 150 рублей. Канекалока (плетение оригинальных косичек) — 500 рублей.

В салонах красоты всё дороже. Вот лишь несколько примеров: женская стрижка — 450—800 рублей, укладка — 350—650 рублей, праздничная или свадебная прическа — до 1500 рублей, детская стрижка — 150−250 рублей, окрашивание волос — от 300 рублей, мужская стрижка — 300 рублей, но если мужчина хочет быть очень стильным и следовать последнему писку моды, то услуга будет стоить на 50 рублей дороже. Другие цены и на маникюр. Наращивание ногтей гелем — от 900 рублей, коррекция ногтей — от 700 рублей. И если салоны красоты работают, то это говорит о том, что клиенты есть. Но их немного, часть салонов не закрывается только потому, что надеются застолбить рынок, и когда война закончится, быть в первых рядах, а не начинать все сначала.

«Помню, в 2014 году, когда, как падающие костяшки домино, закрывались один за другим малые предприятия, салоны, бутики, финансовые учреждения, Донецк вымирал на глазах, а у каждого не оставившего свой город жителя была лишь одна цель — выжить, я вдруг на одной из полупустых улиц увидела салон красоты, и он работал, — рассказывает дончанка Наталья Степанкова. — У меня в кошельке были деньги. И я решила не покупать продукты, а сделать модную стрижку. Это был мой протест против войны, против смерти. Потом я узнала, что так поступали и другие дончанки в городе, который хотел жить».

Сделать самый простой ремонт обуви в Донецке сегодня дороже, нежели постричься. Причина тут объясняется очень просто. Если парикмахерские все-таки уже открылись в достаточном количестве, то пунктов ремонта обуви меньше. Сама обувь на рынке и даже в комиссионных магазинах, особенно качественная, стоит хороших денег, поэтому люди стараются чинить старые ботинки, а не покупать новые.

Сегодня поставить на каблуки обычные набойки — от 200 рублей. Но набойки на мужские туфли или ботинки большого размера — до 350 рублей. Вставить в сапог вышедший из строя замок — 250 рублей. Сюда входит стоимость и самого замка. Если серьезный ремонт, он обойдется гораздо дороже.

«У нас к осени и зиме у всех членов семьи проблема с обувью, — рассказал дончанин Петр Дикунов. — Купить новую пока не получается. Мы посчитали, что за ремонт нужно заплатить около двух тысяч рублей. Это нам посильно. Зато и я, и семья дочери — все будем обуты и переживем зиму, а там видно будет. Печально, что многим пенсионерам сегодня не хватает денег даже на ремонт обуви. Надеемся, это временное явление и когда-то все наладится».

Еще меньше, чем пунктов ремонта обуви, в Донецке сейчас ателье. Пошив костюмов и платьев, пальто мало кто заказывает. Ателье больше специализируются на ремонте одежды. Как пишут в рекламе, любой сложности. Самый дешевый вариант ремонта (к примеру, что-то укоротить или подшить) от 150 рублей. А вот пошив простого платья выльется в тысячу рублей, а то и больше. Дешевле купить в комиссионке. Поэтому люди в ателье почти ничего не заказывают, предпочитая пользоваться услугами надомников.

Читайте также: В ДНР представили образцы школьной формы местного производства

Если вы потеряли ключ, то изготовление нового в Донецке будет стоить от 100 рублей и выше. Ключ от домофона — от 130 рублей, но средняя цена рублей 200. Потеря связки ключей может влететь в копеечку.

«Я помню времена, когда большинство женщин были рукодельницами, мастерицами, а мужчина в доме мог починить обувь, сделать ремонт или изготовить мебель. Этому учили их еще в учебных заведениях, — рассуждает пенсионерка дончанка Елизавета Макарова. — И это было правильно. Посмотрите, сегодня выигрывает тот, кто много умеет делать самостоятельно. А вспомните институт благородных девиц. После 17 года выжили именно эти самые «благородные девицы», потому что умели шить, вязать, заниматься рукоделием. Сегодня, когда не прекращается война, это особенно актуально. Похвально, что в школах республики возвращают такой предмет, как домоводство, а для мальчиков — обучение разным ремеслам».

А пока сегодня уровень бытовых услуг в Донецке и их качество напрямую зависит от доходов граждан, которые пока не велики.