Члены литовской парламентской фракции «Союза Отечества» — Христианских демократов Литвы Лауринас Кащюнас и Витаутас Кернагис предлагают предусмотреть, что радиопрограммы и телепрограммы, транслируемые не на литовском языке, должны переводиться на литовский язык или показываться с литовскими субтитрами. Об этом ИА REGNUM сообщили сегодня, 30 августа, в Сейме Литвы.

По словам Кернагиса, с помощью этого предложения планируется снизить влияние российской продукции на телевизионное и информационное пространство Литвы и больше интегрировать в страну культурное, информационное и языковое пространство ЕС. Кроме того, технически выполнить такое требование трансляторам просто невозможно, а если не будет субтитров, а требование подтверждено законом, трансляцию российских телеканалов можно легально прекратить.

Беспокоятся консерваторы и в связи с покупкой российской продукции литовскими телеканалами. По их мнению, её количество заметно увеличилось. В 2007 году за одну неделю января литовские каналы транслировали 79 часов российской продукции, а в 2016 году — 151 час, в 2017 году — 198 часов. В основном это созданные в России сериалы.

«В такой российской продукции нередко видна пропаганда российского или советского образа жизни, элементы ностальгии по СССР. Казалось бы, ничего такого, но в этом случае важно знать, что в России культура связана с политикой. Россия считает телевидение своим инструментом «мягкой силы», который особенно важен в контексте информационной войны. Через телевизионную продукцию она формирует определенные идентичные элементы, «привязывает» людей, которые смотрят такую продукцию, к этому культурному и информационному пространству. Социологические исследования говорят о том, что люди, чувствующие ностальгию по СССР, склонны отвергать демократический устой Литвы и отличаются прокремлевской геополитической ориентацией», — говорит Кащюнас.

Исследование, проведенное в марте 2017 года Комиссией литовского радиовещания и телевидения, показало, что более трети (35,5—38%) общего эфирного времени в неделю и примерно половину (44—49%) эфирного времени в день российской продукции выделяют 2 телеканала страны. Между тем европейской продукции (за исключением литовкой) те же самые два телеканала выделяют 15—22% эфирного времени в неделю и 10—14% в день.