В Якутии в очередной раз обсуждается необходимость что-то предпринять в связи с тем, что перелёты по республике, в другие города Дальнего Востока и в Москву обходятся жителям региона очень дорого. Разбираться с «золотыми» перелётами в столицу якутяне призывают федеральную антимонопольную службу (ФАС), а решать проблему неподъёмной стоимости авиабилетов за перемещение по республике предлагают с помощью лёгких маломестных самолётов, передаёт корреспондент ИА REGNUM.

Читайте также: Якутяне — Путину: авиакомпания «Якутия» сделала на нас деньги

«Что касается внутриреспубликанских перевозок, все-таки республика старается сделать всё, что можно в пределах своего бюджета: порядка 250−300 млн выделяется на субсидирование республиканских перевозок, — рассказал экс-министр финансов региона Эрнст Берёзкин. — Но, естественно, денег на это не хватает, да и авиационный парк уже практически на пределе. Необходимого количества самолётов, как АН-24, уже в республике уже почти не осталось, а потому другого варианта выхода из ситуации, кроме развития легкомоторной малой авиации, нет».

Эрнст Берёзкин отметил, что двухместные планеры, к примеру, стоят не дороже джипа и их можно было бы эффективно использовать для перелётов по северным территориям регионов Дальнего Востока и Забайкалья, «если бы была грамотная политика в этом направлении, если бы все это происходило целенаправленно».

Читайте также: «Вопиющая несправедливость»: летать по Якутии так же дорого, как в Крым

«Люди должны летать. В Канаде учителя летают в школу, женщины летают за хлебом в соседнюю деревню. То же самое должно развиваться в России. Но власти невыгодно, чтобы люди чувствовали себя свободными и могли прилететь-улететь. Это уже менталитет. Лучше пусть население ходит в цепях к чиновнику на поклон, нежели будет свободным и самостоятельным», — так видит причины транспортных проблем якутян Эрнст Берёзкин.

Бывший депутат, экс-президент «Саханефтегаза» Афанасий Максимов также считает, что проблему дороговизны перемещения якутян по своей республике нужно решать, и начать это делать нужно со снижения цен на аэропортовое обслуживание. Стоимость пользования воздушными воротами «Аэропортов Севера» для частников, уверен экс-депутат, будет неподъёмная.

«Если, допустим, в Чокурдаах летает один рейс в неделю, то аэропорт Чокурдаах все свои расходы вешает на авиакомпании, а те — на пассажиров, — высказал мнение ИГ В Якутии.ру Афанасий Максимов. — Вот этим должны были давно заняться наши тойоны вместо пустой болтовни».

Читайте также: Финансирование и объёмы авиаперевозок в Якутии намерены урезать к 2019 году

Другой проблемой он называет использование для санзаданий тяжёлых МИ-8, за полёты которых нужно дорого платить из бюджета.

«Почему нельзя использовать легкие вертолеты, которых сейчас полно? Когда я раньше об этом рассказывал своим коллегам из Канады, Аляски, то они крутили у виска… Пусть, допустим, будет одна машина для тяжелых случаев, с этим я согласен. Но по всей республике использовать эти машины, — просто дурость. Уверен, что многие вопросы может решить частная малая авиация, но если федцентр делает шаги навстречу в этом направлении, изменяя Воздушный кодекс, ФАП, то у нас в республике — одни палки в колёса», — констатировал Афанасий Максимов.

Он также напомнил, что любой частник, если даже выполняет некоммерческие полеты, помогает государству по достижению мобильности общества, «а это — первый шаг к экономическому процветанию региона, тем более с нашими бескрайними просторами».

Читайте также: Транспорт в Якутии: перемещаться между населёнными пунктами трудно и дорого

«Что нужно для этого? Нужно «открыть» аэропорты для частников. То есть не брать с них баснословные сборы. В каждом порту обеспечить заправку авиабензином или керосином. Не брать плату за стоянки на ночь и так далее. Плата должна быть только за бензин. Пустить частников для выполнения госзаказов, для той же санавиации или патрулирования лесов от пожаров. Естественно, для этого частник должен иметь соответствующую, отвечающую требованиям, безопасности технику. В результате выиграют все. Бюджет сэкономят, пожары будут потушены меньшими силами, в зародыше. Вот это будет реальная поддержка в целом северного общества. А пока — только одни разговоры», — считает экс-министр финансов республики.

Отметим, стоимость перелётов по маршруту населённые пункты республики — Якутск варьируется от 10 до 30 тыс. рублей в одну сторону. Якутяне возмущены, что стоимость этих перелётов уже приближается к цене перелёта в Крым, и констатируют фактическое отсутствие возможности пользоваться этими рейсами без субсидирования билетов.

Как сообщало ИА REGNUM, парламентарии Якутии протестовали против намерения Министерства транспорта РФ сократить расходы на республиканские авиаперевозки, а также объёмы перевозимых грузов и пассажиров по подпрограмме «Воздушный транспорт». Все индикаторы (авиаподвижность, количество перевезённых пассажиров, число социально значимых рейсов и грузооборот) на 2019 год запланированы на 60−70% от тех, которые были в 2011 году.

«Запланировано снижение перевозок пассажиров, грузов и субсидирования авиаперевозок. Оказалось, что подпрограмму корректировали 4 раза и, как нерадивые ученики, подгоняли индикаторы под фактическое исполнение. Приняли решение — рекомендовать откорректировать подпрограмму и включить раздел по развитию малой авиации», — рассказывал тогда депутат республики Виктор Фёдоров.