Крупный швейцарский ежедневник на немецком языке Neue Zürcher Zeitung раскритиковал модель развития стран Прибалтики и указал на неадекватность требований Латвии, Литвы и Эстонии, чтобы их считали Северной Европой. Это не первый случай критики Прибалтики в немецкоязычной прессе за последний год, но никогда до этого критика не была такой системной, сообщает портал Vesti.lv.

«Если балтийские государства всё-таки действительно хотят стать северными по сути, наряду с экономическими и политическими преобразованиями, они должны изменить и менталитет», — пишет швейцарский обозреватель Рудольф Херманн в статье «Страны Балтии: скандинавская модель выпадает из времени».

Автор обращает внимание на «нездоровый ажиотаж», который вызвало решение ООН причислить балтийские страны к Северной Европе, указывая на то, что в статистических данных ООН Прибалтика уже давно относится к Северным странам, при этом в политической классификации Литва, Латвия и Эстония по-прежнему относятся к Восточной Европе и их лидерам: Эстония, например, добивается места непостоянного члена Совбеза ООН, которое полагается представителю Восточной Европы.

Эмоциональная реакция прибалтийских политиков на чисто техническое решение секретариата ООН причислить балтийские страны к Северной Европе в своей внутренней документации, которое в Вильнюсе, Риге и Таллине провозгласили «официальным присоединением к Скандинавии», «выдает болезненно острое желание» Прибалтики казаться не тем, что она представляет собой на самом деле. Не отделившиеся национальные окраины России, не бывшие советские республики, не постсоветское пространство, не Восточная и даже не Центральная Европа, а Северная Европа и Скандинавия.

Проблема в том, что в принадлежность Литвы, Латвии и Эстонии к «элитному клубу Северных стран» не верит никто, включая их руководство, по опыту посещения Брюсселя и Вашингтона и участия во всевозможных международных «тусовках» понимающее свое подлинное место в мире, указывает автор. Тем сильнее в прибалтийских лидерах комплекс неполноценности и тем громче они от этого кричат, какая Прибалтика настоящая Скандинавия.

Но эти заявления никто всерьез не принимает, говорится в публикации. И не потому, что Прибалтика географически не относится к Скандинавии. Финляндия тоже не относится, однако ее без всяких напоминаний со стороны Хельсинки принято считать скандинавской страной.

Прибалтика — это не Северная и не Европа, потому что ее антисоциальная ксенофобская и националистическая модель развития не имеет ничего общего с современной Европой вообще и со скандинавской моделью развития в особенности.

«Северное государство всеобщего благосостояния предлагает своим гражданам широкий спектр услуг, которые позволяют заниматься карьерой, организацией досуга и семейной жизнью, — пишет Рудольф Херманн. — Поскольку всё это обходится очень дорого, то для того, чтобы механизм перераспределения доходов и оказания услуг продолжал функционировать, необходимо, чтобы как можно больше граждан работали и платили относительно высокие налоги со своего дохода. Таким образом, ключ к скандинавской модели общества заключается в принципе выравнивания доходов и солидарности».

Сказанное не имеет к Прибалтике никакого отношения. Социально ориентированными государствами Литва, Латвия и Эстония не являются, широкого спектра услуг своим гражданам они не предлагают.

По уровню материального расслоения страны Прибалтики являются одними из лидеров Евросоюза, политику выравнивания доходов и солидарности они не проводят, более того, презрительно называют такую политику рудиментом социализма и «совком» (при этом заявляют о принадлежности к Северным странам с их «шведским социализмом»).

«Прежде всего, Латвия и Эстония должны постараться включить в общественную жизнь существенное число русскоговорящих меньшинств и жителей, которые до сих пор не получили или не хотят получать гражданские права. В скандинавском понимании, если должно возникнуть реальное доверие, государство должно стать представителем всех граждан в их нуждах и заботах», — пишет Neue Zürcher Zeitung, намекая на институт негражданства, борьбу со школами национальных меньшинств и отсутствие какого-либо официального статуса у русского языка, на котором говорит более трети населения стран Прибалтики.

Заканчивается статья швейцарского издания указанием на то, что если считать прибалтийские страны Скандинавией в настоящем просто смешно, то рассматривать скандинавскую модель как ориентир для развития на будущее, по меньшей мере, неразумно.