«БН-1200 лучше легководных реакторов по экономическим характеристикам»
Екатеринбург, 7 июля, 2017, 13:23 — ИА Регнум. В конце июня в Екатеринбурге встретились эксперты из 29 стран и шести международных организаций, чтобы обсудить проблематику реакторов на быстрых нейтронах и замкнутого ядерного топливного цикла. С быстрыми реакторами атомщики связывают надежды на решение основных вопросов атомной энергетики — ресурсообеспеченности и управления радиоактивными отходами. Масштабное коммерческое внедрение технологии быстрых реакторов позволит обеспечить топливом атомные станции на тысячелетия вперед и сделает атомную энергию абсолютно чистой без каких-либо оговорок.
Организатором конференции, которая проводилась уже в третий раз, является Международное агентство по атомной энергии, на российской земле мероприятие принимала госкорпорация «Росатом». До этого аналогичные встречи ученых проходили в Киото (в 2009 году) и в Париже (в 2013 году). В этом году в качестве площадки конференции был неслучайно выбран Екатеринбург: именно в Свердловской области, в 45 км от Екатеринбурга, находится Белоярская атомная станция, на которой эксплуатируются два единственных в мире коммерческих быстрых реактора — БН-600 и БН-800. Для участников конференции был организован технический тур на АЭС, где эксперты смогли увидеть то, что они так активно обсуждают.
Быстрые реакторы используют быстрые нейтроны, которые в рамках замкнутого ядерного топливного цикла позволяют получать в 60−70 раз больше энергии из урана, чем на массово эксплуатируемых сейчас тепловых реакторах. Быстрые реакторы могут воспроизводить ядерное топливо и перерабатывать его, что позволяет решить существующую проблему ядерных отходов, которые теряют свою радиоактивность очень долго. В настоящее время несколько стран планируют создание подземных хранилищ РАО, но это очень трудоемкий, финансово затратный и долгий процесс.
Наиболее разработанной на данный момент является технология быстрых реакторов, охлаждаемых натрием. Опыт эксплуатации таких реакторов составляет 400 реакторолет. Разработками в этой области занимаются Франция, Россия, Германия, Китай, Япония, Великобритания и США.
В России разработан проект промышленного быстрого реактора БН-1200, в настоящее время решается вопрос об экономической возможности его строительства.
«На сегодняшний день у нас есть технический проект реакторной установки, турбоустановки и материалы проекта энергоблока БН-1200. В 2014 году мы выполнили проект, обосновали его экспериментально, — рассказал главный конструктор БН-1200, ОКБМ им. И.И. Африкантова Сергей Шепелев. — Сейчас мы выполнили ряд исследований, которые позволили нам значительно улучшить технико-экономические характеристики этого проекта, но при этом не ухудшить характеристики безопасности. Сейчас по нашим оценкам как разработчиков, БН-1200 даже несколько лучше по экономическим характеристикам легководных реакторов, в частности, ВВЭР-ТОИ».
«Этого удалось достигнуть за счет оптимизации промежуточного контура. Дело в том, что в натриевых реакторах мы имеем еще один промежуточный контур, в отличие от ВВЭР, где двухконтурная схема, — отметил эксперт. — Этот контур появился из-за того, что натрий взаимодействует с водой, а там у нас парогенератор, который отделили промежуточным контуром. Чтобы нам сравняться по экономическим характеристикам строительства с ВВЭР-ом, одним из решений (которых было много) стала оптимизация промежуточного контура. Кроме того, благодаря тому, что в натриевом реакторе давление минимальное, мы смогли обеспечить интегральную компоновку реактора».
«С одной стороны, в проекте БН-1200 мы используем референтные технические решения по оборудованию, по системам, по компоновке, которые хорошо себя показали на БН-600 и БН-800. В этом наше преимущество по сравнению с зарубежными проектами, где такой референтности нет. А с другой стороны, мы применили новые решения, которых нет на БН-600 и БН-800, и это позволило нам получить качественно новый результат по экономике и в том числе по безопасности, — пояснил он. — Мы ожидаем, что в течение июля первая и восьмая секции Научно-технического совета Росатома рассмотрят результат экспертизы по проекту БН-1200».
«Мы разработали дорожную карту сооружения проекта, и, согласно этой дорожной карте, если решение о строительстве энергоблока будет принято в этом году (на Белоярской АЭС в качестве пятого энергоблока), то мы в 2027 году уже готовы осуществить энергопуск и дальше ввести его в промышленную эксплуатацию, — отметил Шепелев. — Проект БН-1200 позволяет использовать как МОКС-, так и нитридное топливо. Вообще, концепция дальнейшего развития российской атомной энергетики основывается на двухкомпонентности.