Правительство Сахалинской области намерено вернуть утраченные позиции в национальном рейтинге инвестиционной привлекательности. Для достижения цели привлечены специалисты Агентства стратегических инициатив (АСИ), запланировано наладить диалог власти и бизнеса, передает корреспондент ИА REGNUM.

Читайте также: Сахалин рухнул на 17 пунктов в рейтинге инвестпривлекательности ДФО

Меры по улучшению инвестиционной привлекательности сахалинские власти будут разрабатывать совместно со специалистами АСИ. Накануне совещание по внедрению в регионе наилучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата провел зампред регионального правительства Дмитрий Нестеров.

Резкое падение, сразу на 17 пунктов, а также замечания полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева, который в начале июня заявил, что «Сахалин, при его самообеспеченности, мог бы стать раем для инвесторов, а вместо этого демонстрирует падение», и рекомендовал властям «придумать новые преференции для инвесторов», мотивировало правительство региона к активным действиям.

Зампред правительства области Дмитрий Нестеров отметил даже, что повышению инвестпривлекательности региона власти уделяют особое внимание:

«Мы проводим семинары для бизнеса, организовали отдельную площадку «Бизнес и власть — откровенный разговор». А Фонд поддержки малого бизнеса провел 450 консультаций. Мы работаем над повышением эффективности процедур по регистрации прав собственности. Наладили тесное взаимодействие управления Росреестра по Сахалинской области с региональными органами власти, крупными риэлтерскими компаниями, представителями бизнес-сообщества, органами местного самоуправления. На регулярной основе проводятся «горячие линии», личные приемы граждан. Активно ведется работа по улучшению инвестиционного портала», — отчитался об успехах Дмитрий Нестеров.

Читайте также: На Сахалине за 2016 год не освоили 9,4 млрд бюджетных рублей

В числе негативных и сдерживающих факторов чиновник, а также другие участники заседания, отметили, в первую очередь, географическую изолированность области от материка. Фактор, действительно, ключевой — паромный флот, ранее составлявший 10 единиц, с течением времени сократился до 3. Один паром перевозит опасные грузы, пассажиров и гражданские грузы на борт не берет. В настоящее время Амурский судостроительный завод в Хабаровском крае приступил к строительству двух новых паромов для Сахалина, но до их ввода в эксплуатацию пройдет еще много времени, да и два судна, учитывая, что когда-то на линии Ванино — Холмск работали 10, всех проблем не решат. Еще одна проблема — оторванность Курильских островов как от Большой земли, так и от Сахалина: здесь тоже отмечается хроническая нехватка флота. От Корсакова до Курил ходят два судна, «Гипанис» и «Игорь Фархутдинов». Еще один теплоход, «Поларис» был приобретен в 2013 году решением правительства экс-губернатора Сахалина Александра Хорошавина, с одобрения Облдумы. «Поларис» не только не решил никаких проблем, но и добавил новых: еще до его приобретения специалисты предупреждали о недопустимости такой покупки. «Поларис», в документах гордо именуемый «пассажирским судном», на деле — старое, ржавое, давно изжившее своей век «корыто» 1968 года постройки. Тем не менее, областной Минтранс настоял, и «Поларис» купили. За 140 млн бюджетных рублей. С тех пор ржавый «ветеран» не столько работает, сколько проедает деньги, опять же, разумеется, бюджетные, в дорогостоящих ремонтах, в доках иностранных судоремонтных заводов.

Согласно многочисленным вердиктам различных комиссий, «Поларис» пора утилизировать, или, проще говоря, продать на металлолом. У судна такие проблемы, что ремонтировать его дальше не имеет смысла: серьезные дефекты корпуса, деформированные балластные танки, палуба, на которой зияют огромные дыры. По расчетам специалистов, еще один капитальный ремонт судна потребует, как минимум, еще 200 млн рублей. Однако никаких гарантий, что гигантская сумма сможет реанимировать теплоход, нет.

Читайте также: Сахалин — отрезан для своих, но доступен для чужих

Для решения проблемы транспортной доступности Курильских островов на Хабаровском судостроительном заводе построят два грузопассажирских судна, каждое из которых сможет перевозить до 80 пассажиров, а также грузы. Но это, опять же, время.

Читайте также: Хабаровские судостроители обеспечат транспортную доступность Сахалина

Еще один фактор, который препятствует развитию единственного островного региона России — сложные климатические условия. Сильные ветры, снежные метели и бураны, оставляющие порой без электроэнергии десятки населенных пунктов, существенно ограничивают, например, период проведения строительных работ.

Указанные факторы, по мнению руководства Сахалинской области, не позволяют региону успешно конкурировать с материковыми субъектами РФ.

Между тем, все, перечисленные проблемы решаемы. Примером может служить соседний японский Хоккайдо, где климатические условия сходные, а развитие — совершенно иное.

Впрочем, общественность Сахалина называет и другие факторы, ни от погоды, ни от островного положения области не зависящие.

Так, правительство региона с гордостью называет цифры: «в год на Сахалине и Курилах вводится 0,68 кв. метра нового жилья на каждого жителя». А эти самые жители выходят на митинги, заявляя о нежелании переселяться в некачественно построенное жилье.

В селе Дальнее обваливающиеся фасады новостроек ремонтируют за счет жильцов. На улице Украинской, в столице региона, в подвале нового многоэтажного дома плещется настоящее озеро — прорвались грунтовые воды. У жителей Поронайска из кранов вместо воды течет грязь — им недавно модернизировали водопровод, потратив на это благое дело 160 млн бюджетных рублей. В том же Поронайске, в новых, построенных по программе переселения из аварийного жилья, домах, стены уже покрылись грибком. А в селе Песчанское Анивского района вообще нет воды. Совсем. Жители просят построить им водопровод, но чиновники отвечают, что у них нет денег. В столице сахалинских нефтяников Охе жильцы аварийных бараков наотрез отказались переезжать в новостройки, назвав их «домами-убийцами»: дома построены крайне некачественно.

Население Сахалинскоей области, слабо веря в будущую счастливую жизнь, перебирается на материк, численность оставшихся уже не дотягивает даже до отметки 500 тыс.

Читайте также: Глава Сахалина попал в ТОП-10 самых богатых губернаторов РФ.

Одним из главных достижений в сфере развития туризма сахалинские власти называют туризм. Туристическая «Мекка» Сахалина — горнолыжный курорт «Горный воздух» — будет представлена на III Восточном экономическом форуме. Правительство области рассчитывает на привлечение миллионов туристов и солидные денежные поступления.

А экологи, ученые и общественность заявляют, что строительство мега-курорта уничтожает уникальную сахалинскую флору, а также грозит уничтожением двум рекам — Еланьке и Рогатке — которые питают столицу региона — Южно-Сахалинск — чистой и недорогой водой.

Читайте также: Туристическую Мекку Сахалина «трясет» от строительных скандалов

Как сообщало ИА REGNUM, комментируя ситуацию с падением Сахалина в инвестиционном рейтинге, доктор политических наук Илдус Ярулин сказал, что главная проблема региона заключается в отсутствии доверия между властью и населением:

«Инвесторы очень чутко реагируют на обстановку в регионе. Главный критерий тут — доверие. Если нет доверия, если регион сотрясают скандалы — бизнес в такую территорию инвестировать не будет. Зачем? Тушить социальные пожары своими деньгами? На Сахалине не утихают всевозможные антикоррупционные митинги, люди не довольны так называемой «амурской командой», которую привел за собой Олег Кожемяко. Эта команда, она может, как-то и работает на имидж самого губернатора, но на население она не работает. И люди это видят, и власть региональную не поддерживают. Люди видят разницу между громкими заявлениями, вот таким вот «блеском и треском», и реальными делами. И это доверия губернатору не добавляет», — сообщил Илдус Ярулин.

В 2015 году, вступая в должность губернатора, Олег Кожемяко поклялся изменить жизнь на Сахалине и Курилах. От нового губернатора ждали стабилизации социально-экономической ситуации в регионе. Однако пока надежды населения не оправдались: сахалинцы и курильчане продолжают беднеть, а область накапливает многочисленные проблемы — от экономики до экологии.