10 марта на расширенном заседании коллегии Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу были подведены итоги работы ведомства в 2003 году.

При подведении итогов работы Комитета было отмечено, что созданная в Российской Федерации система противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма в целом отвечает требованиям российского и международного законодательства и соответствует общепризнанным мировым стандартам.

Работа системы обеспечила сбор, обработку и анализ информации об операциях с денежными средствами и иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, создание единой информационной системы и ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, установление прямых контактов с зарубежными компетентными органами, совершенствование законодательства, а также координацию усилий министерств и ведомств Российской Федерации по созданию и реализации общенациональной программы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.

В 2003 году удалось существенно развить международные связи Комитета. Россия стала полноправным членом ФАТФ. Активизировался процесс взаимодействия и информационный обмен с подразделениями финансовой разведки зарубежных стран. России делегированы полномочия на проработку вопроса об образовании на пространстве СНГ региональной группы по типу ФАТФ.

Практически завершена отработка порядка формирования и пополнения федеральной базы данных за счет привлечения ресурсов федеральных и региональных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления.

Решены вопросы постановки на учет в КФМ России организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы. В рамках надзора за их деятельностью выявляются и устраняются недостатки в организации сбора информации об операциях, подлежащих обязательному контролю в рамках финансового мониторинга.

Предпринятые меры обеспечили формирование федеральной базы данных в объемах, достаточных для выполнения функций Комитета. В настоящее время в нее заложена информация о 1,5 миллионах операций на общую сумму около 14,5 триллионов рублей, что превышает аналогичные показатели 2002 года почти в четыре раза.

Существенно возрос уровень аналитической обработки поступающей в Комитет информации и как следствие - результативность работы ведомства. Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе КФМ, в 2003 году в правоохранительные органы направлено 175 (в 2002 г. - 60) материалов о 18387 финансовых операциях физических и юридических лиц, имеющих признаки отмывания преступных доходов и финансирования терроризма (в 2002 г. - 4090). Введение системы предварительной экспертной оценки позволило повысить качество направляемых в правоохранительные органы материалов. В 2003 году по материалам Комитета о 230 финансовых операциях на общую сумму 1,6 миллиардов рублей и 20 миллионов долларов США, возбуждено 11 уголовных дел (в 2002 г. - 4 на сумму 1,2 миллиардов рублей). Есть приговоры судов по материалам КФМ России.

Активно велась разработка предложений по внесению в действующее законодательство изменений и дополнений, направленных на повышении эффективности противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. В настоящее время совместно с Администрацией Президента Российской Федерации и заинтересованными министерствами и ведомствами ведется работа над концепцией государственной стратегии борьбы с этими преступлениями.