Застрахованным лицам в 2012—2016 гг. практически полностью были недоступны сервисы Единого портала государственных и муниципальных услуг (портал государственных услуг) и Личного кабинета застрахованного лица на сайте из негосударственных пенсионных фондов (НПФ) для подачи заявлений о смене страховщика. Таковы результаты проверки, проведенной Счетной платой РФ.

Недоступность портала государственных услуг и личного кабинета на сайте ПФР привела к росту количества заявлений о смене страховщика, поступающих в ПФР через удостоверяющие центры в рамках пилотного проекта, который реализуется ПФР с 2014 г.

Проверка принятых ПФР от аккредитованных удостоверяющих центров заявлений о смене страховщика выявила риски фальсификации заявлений от имени застрахованных лиц. Было выявлено несколько схем, препятствующих реализации права граждан на смену страховщика.

Выяснилось, что отдельные нормативные правовые акты для реализации прав застрахованных лиц на выбор страховщика по обязательному социальному страхованию (ПФР или НПФ) нуждаются в совершенствовании.

Действующая в настоящее время форма типового договора, утвержденная министерством труда и социальной защиты России в 2013 г. не учитывает изменения законодательства. Например, не содержит информации о возможной потере инвестиционного дохода по пенсионным накоплениям застрахованного лица при его досрочном переходе к другому страховщику; о порядке и сроках расчета результатов инвестирования пенсионных накоплений; а также других правах застрахованного лица.

Банком России не утверждены типовые страховые правила НПФ, действующие типовые страховые правила, утвержденные Министерством здравоохранения и социального развития России в 2010 г. (с изменениями от 2012 года) также не учитывают последние изменения законодательства.

Так, граждане, подписывая договор об обязательном пенсионном страховании в устаревшей форме и знакомясь со страховыми правилами НПФ, не учитывающими изменения законодательства, фактически вводятся в заблуждение, поскольку не имеют возможности ознакомиться с актуальной информацией о своих правах и обязанностях при передаче пенсионных накоплений в НПФ, делает вывод СП.

Действующая процедура подачи гражданами заявления о досрочной смене страховщика по обязательному пенсионному страхованию не предусматривает предоставление информации о возможной потере им инвестиционного дохода по средствам пенсионных накоплений.

Проверкой установлено, что договоры подписывались не только самими НПФ, но и их агентами и субагентами НПФ. Так, в 2012—2016 гг. из 1 млн 478,06 тыс. договоров ОПС, заключенных НПФ ГАЗФОНД-ПН, агентами заключены 95,2% договоров; из 1 млн 010,39 тыс. договоров ОПС, заключенных НПФ электроэнергетики, агентами заключены 91,6% договоров; из 15 млн 271,94 тыс. договоров ОПС, заключенных НПФ Сбербанка, агентами заключены 99,9% договоров.

Большинство договоров, заключаемых НПФ, оформляются агентами — сотрудниками сетевых структур кредитных организаций. Например, из 15 млн договоров, заключенных НПФ Сбербанка, более 94% заключены его агентом — ПАО Сбербанк, что позволило данному фонду увеличить число застрахованных лиц более чем в 10 раз.

Установлены нарушения и недостатки в организации деятельности ПФР при реализации прав застрахованных лиц на выбор страховщика. Выявлены и другие серьезные нарушения.

Счетная палата РФ направит представление в ПФР, информационные письма в правительство России, Банк России, министерство связи и массовых коммуникаций России, обращения в Генеральную прокуратуру РФ и ФСБ. Отчет по проверке будет направлен в палаты Федерального Собрания.

Добавим, количество негосударственных пенсионных фондов (НПФ), осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, в 2012—2016 гг. сократилось в 2,8 раза и составило 41 фонд. Основная причина сокращения НПФ связана с происходящим в 2014 — 2015 гг. их акционированием и вступлением в систему гарантирования пенсионных накоплений. При этом численность застрахованных лиц, формирующих накопительную пенсию в НПФ, увеличилась за этот период в 2,5 раза и составила 29,8 млн человек.

Читайте также: «К очередной пенсионной реформе в РФ готовы только 15% граждан»