Одним из принципиальных моментов является отсутствие методики расчета размера обязательных отчислений застройщиков в компенсационный фонд, в том числе базового тарифа и его обоснования. Дело в том, что, по мнению участников рынка, базовый тариф отчислений в фонд может значительно превысить определенный законом максимальный порог 1% отчислений застройщиков в компенсационный фонд.

Разработчики планировали, что представят методику и прочие документы ко второму чтению законопроекта в парламенте. Но, по мнению общественных организаций, озвученных на парламентских слушаниях, для того чтобы закон заработал, может потребоваться до десятка подзаконных актов, принятых постановлениями правительства Российской Федерации. «В связи с чем полагаем, что обсуждение возможности принятия законопроекта должно осуществляться исключительно при наличии соответствующих проектов актов правительства Российской Федерации», — отмечают в объединениях предпринимателей. В противном случае обеспечить всестороннюю и объективную оценку последствий принятия законопроекта невозможно.

Об этом же говорит и Алексей Чепа, депутат Госдумы, подчеркивая, что не может поддержать закон в представленной редакции. Депутат отмечает, что разработчиками законопроекта не представлены обоснования исключения из практики уже действующих способов исполнения обязательств застройщиков, которые предлагается заменить компенсационным фондом. В тоже время, повышаются риски участников рынка, так как фонд не берет на себя обязательств по проверке финансового состояния застройщиков.

Среди прочего депутат выразил озабоченность тем, что законопроект не предусматривает обязательств компенсационного характера в отношении участников долевого строительства, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков с 2004 года. Особенно много об этом говорили участники круглого стола в Общественной палате, где законопроект рассматривался с участием представителей объединений обманутых дольщиков. Они в свою очередь отметили и то, что закон не препятствует реализации мошеннических схем на рынке долевого строительства.

Еще одну общую озабоченность выразил депутат Госдумы Сергей Шаргунов, который отметил, что законопроект не устанавливает никаких правил использования средств фонда в плане предоставления компенсаций пострадавшим дольщикам. Ожидается, что потом это опять же сделает правительство своим постановлением. Но в тоже время, внушает тревогу, что разработчики уже намерены часть доходов фонда направить «на финансирование осуществления функций и полномочий фонда».

В законопроекте недостаточно проработаны вопросы, связанные с порядком создания, правовым положением, целями деятельности, полномочиями и функциями, порядком управления деятельностью фонда, создаваемого для защиты прав граждан — участников долевого строительства. «В законопроекте отсутствует четкое определение правил использования средств компенсационного фонда, поскольку в нем одновременно содержатся несогласующиеся нормы», — считает депутат.

«Подобный «размытый» подход может привести к недостаточности средств фонда для защиты прав и интересов граждан участников долевого строительства», — подчеркивает Сергей Шаргунов, полагая, что принятие Госдумой данного законопроекта в первом чтении не целесообразно.