Литовский парламентский комитет по национальной безопасности и обороне, расследовавший связи члена Сейма Миндаугаса Бастиса с представителями «Росатома», российских спецслужб и литовского преступного мира, пришел к выводу, что Бастис действовал против интересов Литвы и «вызывает угрозу для национальной безопасности». За такие выводы проголосовали восемь членов комитета, против был социал-демократ Юозас Олекас.

В выводах комитета, полученных новостным порталом 15min, утверждается, что, согласно данным ДГБ, российская энергетическая корпорация «Росатом» в 2012—2013 годах якобы подготовила и пыталась реализовать план: вместе с литовскими компаниями создать совместное предприятие (консорциум), которое, используя имеющиеся и планируемые соединения электропередачи с Калининградской областью, торговало бы электроэнергией, изготовленной на строящихся в Калининградской области и Белоруссии АЭС (Балтийская АЭС и БелАЭС), присоединив к консорциуму Круоньскую гидроаккумуляционную электростанцию, а также участвовало бы в проектах строительства Балтийской АЭС и закрытия Игналинской АЭС, а при благоприятных обстоятельствах и в проекте строительства новой АЭС в Висагинасе.

В выводах пишется, что в 2011 году «Ростатом» представил компании Vėtrūna, выполнявшей работы в проекте закрытия Игналинской АЭС, возможность участвовать в проекте Балтийской АЭС. Позже якобы предпринимались попытки привлечь к сотрудничеству с «Росатомом» и другие литовские компании. «Росатом» не только использовал рычаги финансового давления (как было в случае с Vėtrūna), но и акцентировал возможность воспользоваться перспективами сотрудничества в проектах «Росатома», — утверждается в рассекреченных справках литовской госбезопасности.

В 2012 году в переговоры по поводу неуплаченного долга за выполненные строительные работы, которые шли между осуществляющей проект закрытия Игналинской АЭС компанией Nukem Technologies, 100% акций которой с 2009 года принадлежат «Росатому», и осуществляющей строительные работы компанией Vėtrūna, в качестве посредников были вовлечены Петр Воейко и Евгений Костин, которые не только посредничали между акционерами Vėtrūnа в переговорах с Nukem, но и в то же самое время представляли интересы «Росатома» и предпринимателей, связанных с этой корпорацией, говорится в рассекреченных справках.

В сентябре 2012 года в Вильнюсе состоялась встреча директора Rusatom Overseas (компания «Росатома») Александра Мертена с представителями литовских строительных компаний, выбранных для участия в совместном консорциуме. Встречу тогда организовал Костин, на ней также присутствовал Воейко. Костин хотел, чтобы с Мертеном встретился и Бастис. Бастиса тогда просили организовать встречу Мертена с тогдашним премьером Альгирдасом Буткявичюсом, но в декабре 2012 года с Мертеном встретился только Бастис.

«Из информации, представленной комитету, видно, что Бастиса просили информировать Буткявичюса о встречах, вместе с тем Бастис получал информацию о планируемых энергетических проектах. В свою очередь Костин информировал представителей «Росатома» о политической ситуации в Литве», — пишется в выводах.

В конце концов, 13 февраля 2013 года была согласована неформальная встреча Мертена с Буткявичюсом, но премьер отказался в ней участвовать, и Бастис перенес встречу в кабинет спикера Сейма Видаса Гедвиласа. Бастис выписал пропуски в Сейм Мертену и Костину, и они прибыли в парламент.

Согласно данным ДГБ, на встрече были представлены предложения «Росатома»: возможные инвестиции «Росатома» в Литве, строительство линий электропередачи, учреждение консорциума. Также шла речь о проекте Висагинской АЭС, возможном участии «Росатома» в этой проекте, возможном использовании Круоньской гидроаккумуляционной электростанции и так далее. «Именно перспективам деятельности «Росатома» в Литве на всех встречах и должно было уделяться больше всего внимания», — пишет в выводах комитет.

Встреча Мертена с Буткявичюсом состоялась 22 февраля 2013 года на Игналинской АЭС, где прошло совещание с компанией Nukem, выполняющей работы по закрытию Игналинской АЭС. По сведениям комитета, на встрече были представлены предложения «Росатома»: использование Круоньской гидроаккумуляционной электростанции для балансирования потоков, генерируемых Балтийской АЭС, строительство электросоединения с Калининградской областью, возможности Литвы стать акционером Балтийской АЭС, сотрудничество в сфере ядерной энергетики. Кроме того, было акцентировано, что «Литва может изменить свой геополитический статус».

Комитет фиксирует, что, свидетельствуя комиссии, Бастис подтвердил, что по просьбе Костина помог организовать встречу директора Rusatom Overseas Мертена с тогдашним премьером Буткявичюсом, но состоялась встреча только с Гедвиласом.

«Член Сейма Бастис, поддерживая тесные и постоянные связи с представителями российской государственной энергетической корпорации «Росатом», которая в Калининградской области начала строительство Балтийской АЭС, а в Белоруссии строит БелАЭС, действовал против интересов Литвы», — констатировал комитет.

Бастис во время допроса в комитете также признал, что потом еще несколько раз встречался с Мертеном и Костиным. Отмечается, что потребность во встречах глав и представителей «Росатома» с премьером или министром энергетики Литвы подчеркивалась и позже, примерно до середины 2013 года, но уже осенью 2013 года руководство «Росатома» начало выражать недовольство в связи с безрезультатной деятельностью своих представителей в Литве, а в начале 2014 года переговоры между литовскими предпринимателями и представителями «Росатома» прервались.

В утвержденных в 2012 году Стратегии национальной безопасности и Стратегии энергетической независимости Литвы сказано, что цели «Росатома» в Литве противоречат интересам Литвы. По мнению комитета, Бастису должно было быть известно содержание этих документов.

«Член Сейма Бастис, будучи председателем парламентского комитета по развитию информационного общества, по своей инициативе интересовавшийся энергетическими вопросами, должен был знать установки Стратегии национальной безопасности и Стратегии энергетической независимости Литвы и понимать, что планы «Росатома» в Литве на 2012−2013 годы противоречили упомянутым стратегическим документам», — сделал вывод комитет.

Кроме того, комитет утверждает, что у него есть сведения, подтверждающие, что Бастис посредничал при организации не обнародованных встреч представителей «Росатома» с представителями власти Литвы и помогал осуществлять цели «Росатома» в Литве, хотя сам Бастис это отрицал.

«Член Сейма Бастис посредничал в интересах российской энергетической корпорации «Росатом» и стремился гарантировать политическую поддержку этим проектам. Важно отметить, что Бастис, даже после того, как в феврале 2013 года в общественном пространстве появилась информация о встречах представителей «Росатома» с высокопоставленными лицами Литвы и возможных интересах «Росатома» в энергетическом секторе Литвы, продолжал интенсивно сотрудничать с представителями «Росатома» в Литве. И это происходило, несмотря на осуществленную в 2014 году Россией аннексию Крыма и начавшуюся военную эскалацию в Восточной Украине. Более того, по словам тогдашнего премьера Буткявичюса, Бастис был предупрежден о сотрудничестве с представителями «Росатома» (А.Буткявичюс: я со своей стороны предупредил Бастиса не делать этого)», — утверждается в выводах комиссии.

В выводах также говорится, что одно из лиц, участвовавшее в мероприятии «Открытое море», в 2016 году оказывал финансовую поддержку предвыборной кампании Бастиса на выборах в Сейм. Согласно данным ДГБ, это бывший коммерческий атташе посольства Литвы в России Виталиюс Баранаускас, который в 2016 год выделил предвыборной кампании Бастиса 2 тыс. евро.

Бастис утверждал комитету, что до этого года ДГБ никогда его не предупреждал о сотрудничестве с какими-либо лицами. Но комитет утверждает, что у него есть данные о том, что Бастис в 2003—2004 годах активно общался с работником посольства России (по вопросу военного кладбища в Шакяйском районе), который в 2004 году был выслан из Литвы за деятельность, несогласуемую со статусом дипломата. В 2006 году во время разговора сотрудника ДГБ с Бастисом ему был представлен этот факт.

«Шла речь о том, что Бастис в 2003 — 2004 годах общался с работниками посольства России по вопросам военного кладбища в Шакяйском районе, внимание Бастиса было обращено на то, что упомянутые в разговоре работники посольства России в Литве идентифицируются как сотрудники спецслужб России (комитету известны фамилии). Во время этого разговора Бастиса было сказано, что именно так работают сотрудники российских спецслужб, из-за деятельности, несогласуемой со статусом дипломата, из Литвы был выслан В. Волков», — утверждается в предварительных выводах.

Кроме того, имеющиеся у комитета данные якобы говорят о том, что Бастис, сотрудничая с «Росатомом» и связанными с ним лицами, сотрудниками разведывательных служб и структур системы безопасности России, стремился оказывать влияние на политические процессы и высокопоставленных лиц в Литве, которые «могли бы изменить геополитическое направление Литвы, и нанести вред Литовскому государству».

Комитет пока не принял решение относительно процедуры вотума недоверия в отношении Бастиса. По словам комитета, это должна решать сформированная в Сейме специальная комиссия.

Комитет в своих выводах также указал, что член Сейма Бастис во время допроса в комитете уклонялся от ответов, лгал о характере своих связей с лицами, стремившимися реализовать цели «Росатома» в Литве. Поэтому Бакас уверял, что могут возникнуть вопросы относительно вотума недоверия в отношении члена Сейма. Также может быть поднят вопрос привлечения политика к уголовной ответственности за ложные показания комиссии, потому что парламентарий своей подписью обязался говорить правду. «Человек дал присягу, что будет честно работать, а сейчас он врет», — говорит консерватор Раса Юкнявичене.

Юозас Олекас пытался формулировать вывод так, будто Бастис утверждал, что не помнит некоторых деталей, но его предложение не было принято, и комитет решил, что не нужно смягчать позицию. Комитет обращает внимание на то, что в представленных на заседании комитета пояснениях Бастиса есть несоответствия, некоторые факты противоречат друг другу, а о некоторых фактах Бастис умолчал, потому что он отрицал, что когда-либо до 2017 года говорил с сотрудниками ДГБ, и что его предупреждали по поводу общения с работниками посольства России, хотя это случалось в 2006 году.

В начале заседания Комитета по национальной безопасности и обороне его председатель Бакас заявил, что ДГБ разрешил обнародовать не всю представленную комитету информацию, а только некоторую ее часть. Эта информация дополнена предварительным выводом комиссии, поэтому парламентарии попросили председателя комитета сделать перерыв, чтобы можно было внимательно прочитать проект выводов. После перерыва комитет рассматривал выводы публично. Журналистов попросили выйти только на время обсуждения неразглашаемой информации.

«Один важный эпизод до сих пор не рассекречен, поэтому мы должны будем решить, как представить его в отчете», — сказал Бакас.

Во время рассмотрения выводов наиболее активно высказывался Олекас, бывший министр обороны. Он возражал против того, чтобы указать в выводах то, что Бастис выступал в роли посредника, защищая интересы «Росатома» в Литве. Также благодаря усилиям Олекаса из выводов было вычеркнуто предложение, в котором говорится, что Костин стремился к тому, что Бастис всю полученную от Мертена информацию передал лидеру Социал-демократической партии Литвы, то есть Буткявичюсу.

Также Олекас пытался вычеркнуть из выводов предложение, где говорится, что Бастис действовал против интересов Литвы. Но члены комитета возразили и аргументировали, что Сейм попросил комитет ответить именно на этот вопрос, поэтому комитет не может не дать ответа на этот вопрос.

10 апреля комитет получил от ДГБ дополнительную информацию о связях Бастиса. Комитет, повторно пригласив на допрос Бастиса, начал интересоваться двумя новыми эпизодами.

У него спрашивали о его связях с почетным консулом России, главой группы Arvi Видмантасом Кучинскасом. Члены Сейма интересовались, не получал ли Бастис перед парламентскими выборами 2012 года недекларированную финансовую помощь. Также члены Сейма интересовались, почему Бастис выступал посредником для шакяйского предпринимателя Кястутиса Бернотаса, чтобы тот получил заказ на приведение в порядок советского военного кладбища, находящегося в Шакяйском районе.

По словам председателя Комитета, полученная от ДГБ информация будет очень важна для принятия окончательных выводов. Бакас 10 апреля сомневался в том, что Бастис может надеяться на то, что комитет его полностью оправдает. По его словам, Бастис во время дачи показаний говорил бессвязно, многих деталей не помнил, путался в фактах. «Они очень противоречивы. Честно говоря, с Бастисом было непросто общаться. (…) Очень много противоречий, во время одного заседания была представлена информация, позже она отрицалась. Показания Бастиса, как источник информации, по моему мнению, вообще очень трудно оценивать. Я считаю, та информация, которую он представил, ненадежна», — утверждал Бакас.

Сейм по инициативе оппозиции поручил комитету по национальной безопасности и обороне провести расследование и установить, не вызывают ли связи Бастиса с представителем «Росатома» Костиным, бывшим сотрудников КГБ Воейко, журналистом российского государственного канала РТР Эрнестом Мацкявичюсом, бывшим каунасским криминальным авторитетом Сатурнасом Дубининкасом и предпринимателем Вадимом Пахомовым, подозреваемым в незаконной деятельности, угрозу для национальной безопасности.

Бастис не намерен по своему желанию уходить из Сейма, даже если комитет установит, что он действовал во вред Литве, сообщает новостное агентство BNS. «Я считаю, что нет. (…) Ждем, что будет дальше», — сказал Бастис, отвечая на вопрос, не откажется ли он от мандата парламентария в случае неблагоприятных выводов комитета.

Политик утверждал, что если комитет придет к выводу, что его общение с определенными лицами вызывает угрозу для Литвы, это будет политическая расправа. «Неужели я являюсь угрозой для национальной безопасности? Неужели я действовал против интересов Литвы? Я считаю, что если будет сделан такой вывод, однозначно будут нарушены права человека. Просто я оцениваю это, как политическую расправу, вот и все», — сказал Бастис.

Он не помнит, чтобы в 2006 году сотрудники ДГБ приходили к нему и предупреждали о возможных угрозах. Тогда Бастис как советник премьера просил выдать ему разрешение на работу с секретной информацией.

«Я не помню ничего конкретного, чтобы мне кто-то что-то говорил о тех людях. Поверьте, если бы там было что-то серьезное, я бы помнил. В моей памяти не остаются такие вещи. Может, разговоры и были, но если я их не помню, значит они были незначительные, бывает так, что что-то не остается в памяти. Я такие вещи не запоминаю», — подчеркнул политик. Он также утверждал, что если бы его всерьез предупредили, как в этом году, он бы точно помнил.