Международная экологическая коалиция «Реки без границ» сегодня, 14 марта, обнародовала информацию, связанную с планами строительства монгольских ГЭС в бассейне реки Селенги — крупнейшего притока озера Байкал.

Как передает корреспондент ИА REGNUM, активисты коалиции приурочили свое заявление к Международному дню действий в защиту рек, который ежегодно отмечается 14 марта.

«Планы строительства монгольской ГЭС на реке Эгийн-гол в бассейне крупнейшего притока Байкала, реки Селенги, до сих пор преподносились как решительный шаг к энергетической независимости и энергобезопасности Монголии. На самом деле, как выяснила международная экологическая коалиция «Реки без границ», широко разрекламированный проект строительства ГЭС на Эгийн-гол уже внес свой вклад в подрыв монгольской экономики, приблизив страну к дефолту», — говорится в заявлении экологов (есть в распоряжении ИА REGNUM ).

Активисты коалиции, ссылаясь на «данные последних проверок», сообщают, что общий долг монгольских компаний с государственной собственностью составляет $10,8 млрд, внешний долг страны к концу 2016 достиг уровня $8,5 млрд или 85% ВВП, «а сейчас, по оценкам министра финансов Б. Чойжилсурэна, уже превышает 100%»: «Одну из ключевых ролей в достижении столь плачевных экономических показателей сыграл Банк развития Монголии, который управлял выпуском национальных ценных бумаг (так называемых «Чингис-бондов») и вложением полученных денег в проекты развития экономики».

В международной экологической коалиции утверждают, что бывший директор банка сейчас находится под следствием и обвиняется в растратах «в астрономических для Монголии размерах». Всего, по данным активистов, на сегодняшний день расследование выявило девять проектов Банка развития Монголии «с наиболее очевидными нарушениями — в том числе и проект строительства ГЭС на Эгийн-гол». Общее финансирование этих проектов составило 1,3 триллиона монгольских тугриков (более $500 млн): «Очевидных растрат пока выявлено на 17 миллиардов тугриков (около $8 млн), но следствие продолжается».

В заявлении экологов говорится, что ГЭС на реке Эгийн-гол в бассейне Байкала уже названа монгольскими аудиторами «убыточным проектом» и «занимает почетное второе место в списке выявленных нарушений в работе Банка развития Монголии». Уточняется, что, «по официальным данным самого банка, на деятельность Дирекции по строительству ГЭС на Эгийн-гол с 2013 года было потрачено $7 млн и 1,1 миллиарда тугриков».

В сообщении коалиции говорится, что 10 лет назад предыдущая Дирекция по строительству ГЭС на Эгийн-гол была ликвидирована, «израсходовав не один миллион долларов на имитацию своей бурной деятельности, но так и не подготовив дееспособного проекта гидроэлектростанции, отвечающего стандартам экологической безопасности».

«Полтора года назад, в ноябре 2015 года, Великий Хурал Монголии ратифицировал кредитное соглашение с Эксимбанком Китая в размере $1 млрд сроком на 20 лет. Большая часть — $703,5 млн — китайского кредита направлялись на реализацию проекта строительства ГЭС на Эгийн-гол, $102,5 млн — на возведение 260-километровой высоковольтной линии электропередач. В апреле 2016 года после протестов экологов Китай заморозил финансирование проекта ГЭС на Эгийн-гол. Теперь на ее строительство министры нового правительства Монголии ищут миллиарды у России. Одновременно они ищут средства на создание на реке Селенге ГЭС «Шурэн» (стоимость проекта более $750 млн) в Кувейте, а так же с помощью Международной финансовой корпорации — на гидроузел с водоводом Орхон-Гоби (по независимым оценкам, стоимость проекта составит $1 млрд 300 млн)», — приводят экологи данные своих изысканий.

«Учитывая сводную статистику по стоимости гидроэнергетических проектов за последние несколько десятилетий, которая была недавно проанализирована учеными из Оксфордского университета, в процессе доработки проектов и на этапе строительства общие затраты на объекты гидроэнергетики в среднем возрастают вдвое. В странах же с высоким уровнем коррупции стоимость реализации проектов гидроэнергетики часто увеличивается вчетверо. Если Монголия все-таки решится на такие займы ради возведения ГЭС на Эгийн-гол и других объектов, то долги страны существенно превысят ее ВВП и приведут к неминуемому дефолту. Тем самым, тяга к гидротехническим мегапроектам вовсе не обеспечит энергетическую независимость Монголии, а, наоборот, окончательно обанкротит ее экономику и поставит под удар качество жизни всех ее жителей», — подытожили активисты Международной экологической коалиции «Реки без границ».

Читайте также: Монголия планирует «давить» на Россию с помощью Байкала

Читайте также: Строительство ГЭС в Монголии повредит Байкалу: Совбез

Как уже сообщало ИА REGNUM, еще в 2015 году комиссия Совета безопасности РФ пришла к выводу, что строительство гидротехнических сооружений на реке Селенга на территории Монголии может негативно отразиться на Байкале. В пресс-службе Совбеза тогда отметили, что планируемое строительство гидроэлектростанции «Шурен» и иных гидротехнических сооружений на реке Селенга и ее притоках в Монгольской Народной Республике может усилить негативное влияние установившегося маловодного периода на уровень озера Байкал с ухудшением экологической ситуации.

Напомним, в Бурятии в период с 20 по 31 марта 2017 года запланированы общественные слушания по монгольским ГЭС. Минприроды Бурятии опубликовало график проведения так называемых общественных консультаций по обсуждению технического задания проектов «Шуренская ГЭС» и «Регулирование стока реки Орхон и строительство комплекса водохранилищ» в марте текущего года. Заключительное совещание состоится 31 марта в Улан-Удэ.

Российский координатор коалиции «Реки без границ» Александр Колотов пояснил ИА REGNUM, что слушания пройдут в Улан-Удэ и прибайкальских бурятских населенных пунктах: «Выяснилось, что Монголия должна еще провести слушания на территории Иркутской области. Однако в связи с тем, что пока не согласованы сроки, слушания в Приангарье, скорее всего, пройдут позже, может быть в апреле-мае».

«Я хочу добавить, что те сведения, которые распространила Международная экологическая коалиция «Реки без границ», сегодня, 14 марта, в более развернутом варианте на монгольском языке были разосланы всем членам Великого Хурала Монголии», — подытожил Александр Колотов.