В Астане накануне, 4 октября, прошел XIII Форум межрегионального сотрудничества Казахстана и России с участием глав двух государств и представителей деловых кругов. В рамках форума прошло также заседание российско-казахстанского Делового совета. Корреспондент ИА REGNUM побеседовал с модератором этого заседания — экономистом Рахимом Ошакбаевым.

ИА REGNUM: Рахим, каковы ваши общие впечатления от прошедшего форума и заседания Делового совета?

Впечатление от форума достаточно позитивное. Большое количество участников. Мне кажется, была особая деловая атмосфера, спокойная, без надрыва. Это, наверное, было определено тем фактом, что те проблемы, про которые мы говорим, большей частью остались актуальными. В частности, нетарифные барьеры, о них говорили и три года, и два года назад, и год назад. К сожалению, ситуация радикально не поменялась, и поэтому эти темы всем были известны.

На российско-казахстанском Деловом совете было порядка 15 спикеров. Многие тезисы, которые они озвучили, всем известны. В воздухе немного повис вопрос: если через год мы снова будем собираться, мы будем говорить о том же, о тех же проблемах или мы все-таки сможем что-то сделать и убедить госорганы, чтобы эти проблемы были хоть в какой-то мере решены?

Отдельно хотел бы отметить присутствие и активность Российского экспортного центра, который возглавляет Петр Фрадков. Он действует достаточно напористо, открыл Торговый дом в Казахстане. И это очень сильно контрастировало с крайне низкой активностью наших уполномоченных организаций, таких как «Kaznex Invest», которые должны продвигать экспорт. К сожалению, ни в одном из приграничных с Казахстаном городов-миллиоников России мы так и не удосужились открыть ни одного торгового представительства, несмотря на многолетние рассуждения, обещания и даже выделенный на эти цели бюджет.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете текущее взаимодействие с РФ, в том числе приграничное?

Взаимодействие достаточно интенсивное. Президент РФ Путин отметил, что в 2015 году в Казахстане побывало порядка 150 российских бизнес-делегаций. Торгово-промышленная палата РФ достаточно активно организовывает различные B2B (бизнес для бизнеса — ИА REGNUM ) сессии, когда приезжают представители российского бизнеса из регионов, и встречается с другими регионами. Регулярно проводятся такие межрегиональные форумы. Вместе с тем, товарооборот падает, это оба президента отметили. Вопрос, в чем причина падения. Наверное, действительно основная часть падения связана с мировой конъюнктурой, падением цен на нефть. По каким-то товарам падает не только денежное выражение товарооборота, но и натуральные показатели. По некоторым товарам товарооборот стабилен или показывает небольшой рост. Но в целом потенциал для расширения взаимной торговли, безусловно, есть, и особенно это актуально для Казахстана, поскольку у нас всегда был отрицательный торговый баланс в торговле с РФ. То есть мы импортируем из России больше, чем экспортируем. И сейчас этот отрицательный торговый баланс увеличился до 6 млрд долларов (374,6 млн рублей). Не вдаваясь сильно в рассуждения о причинах этого явления, все же отмечу, что в 2015 году длительное время у нас был диспаритет курсов рубля и тенге, который сразу делал казахстанские товары неконкурентоспособными. Сейчас эта ситуация относительно выправлена, но все равно есть вопросы.

ИА REGNUM: Насколько личное участие глав государств в работе может обеспечить ее реальное качество, если наднациональные интеграционные структуры работают недостаточно эффективно? Тут я имею в виду вашу критику Евразийской экономической комиссии. Вы сказали, что комиссия «практически не ответила ни на один публичный или не публичный вопрос, который к ней был адресован. Обещания всех министров, в том числе казахстанских, по выравниванию конкуренции, доступа на рынки, не исполнены».

Действительно, так и есть. Справедливости ради нужно сказать, что дело не только в Комиссии. ЕЭК зачастую может сказать, что это вопросы национальных органов, которые нарушают положения договора о ЕАЭС, и в какой-то части, наверное, будет права. С другой стороны, по нетарифным барьерам Комиссия толком не может до сих пор решить, кто из ее министров этим занимается. Обещанная нам два года назад Белая книга барьеров (список ограничений, изъятий и барьеров) так толком и не представлена, не говоря о том, чтобы что-то делать. В целом у руководства стран есть политическая воля для реализации достигнутых договоренностей, но исполнение решений на национальном уровне очень слабое. Я рекомендую вам посмотреть одно из последних выступлений президента Белоруссии Александра Лукашенко по этому поводу. Меня удивило, что он говорил слово в слово то, о чем говорят эксперты, в отношении того, что зачастую государственные органы РФ не исполняют принятые Россией на себя обязательства. И Комиссия не может на них повлиять, у нее нет для этого рычагов в полной мере. Но вопрос в любом случае надо решать.

ИА REGNUM: И каким образом?

Это, наверное, вопрос к правительствам наших стран.

ИА REGNUM: А с нашей стороны все сделано?

Я бы хотел вас отослать, мне тоже порекомендовали посмотреть, к последнему исследованию ЕЭК, где был опрос предпринимателей о нетарифных барьерах и проблемах, с которыми они сталкиваются. И все зависит от того, кого спрашивать. Россияне отвечают, что барьеров очень много в Казахстане и Белоруссии. Белорусы говорят, что у них барьеров почти нет, но высокие барьеры в России и Казахстане. Казахстанцы отвечают, что у нас все хорошо, но в Россию и в Белоруссию вообще попасть невозможно. Это в том числе можно объяснить структурой экспортирующих предприятий. В Белоруссии порядка 80%, согласно исследованию ЕЭК, это крупные предприятия с государственным участием, которые имеют мощные экспортные, торговые департаменты. И даже если они сталкиваются с барьерами, наличие этих структур в крупных организациях позволяет преодолевать эти барьеры, и первый руководитель может о них даже не узнать. У нас же экспортом занимаются, в основном, малые и средние предприятия, у них экспорт нестабилен, он периодический. И когда он сталкивается с любым первым барьером, то для них он, безусловно, представляется очень сложным для преодоления. Наверное, это как-то объясняет различие в оценках респондентов этого исследования.

ИА REGNUM: Вы сказали про падение экспорта. Ранее вы отметили, «по моим оценкам, за полгода порядка 20 млрд долларов (1,2 трлн рублей — ИА REGNUM ) отложенного спроса ушло из Казахстана в Россию». Могут ли соглашения по 40 проектам на 27 млрд долларов (1,7 трлн рублей), которые подпишут по итогам форума, как-то компенсировать нам это?

В отношении компенсации это не совсем корректный вопрос. Потому что я говорил про реализованный в России отложенный спрос, в первую очередь, со стороны потребителей, а также бизнеса Казахстана. То есть эти деньги могли быть потрачены в Казахстане, но ушли в Россию — на автомобили, недвижимость, бытовую технику, стройматериалы и т.д.

Те соглашения, которые подписываются на таких форумах, это больше крупные, инвестиционные контракты, и с экономической точки зрения не совсем корректно говорить, что это может как-то компенсировать наши потери. Тем более, это контракты о создании совместных предприятий, плановые суммы инвестиций. Вы должны понимать, что это определенный сложившийся этикет в рамках больших форумов — подписывать соглашения, и они, как правило, рамочные, что означает, что за ними необязательно последуют конкретно эти суммы инвестиций или суммы продаж. Как правило, подписываются меморандумы о понимании, взаимодействии. Уверен, что очень несущественная часть подобных контрактов, подписанных на форумах, доходит до реализации. Можете сделать такое упражнение — взять и посчитать за последние три года анонсы по суммам контрактов, подписанных на различных бизнес-форумах не только с Россией, но и с другими странами. Думаю, получите не меньше 100 млрд долларов (6,2 трлн рублей) инвестиций. Для сравнения, за последние 15 лет мы привлекли 260 млрд долларов (16,2 трлн рублей) инвестиций, в основном, в нефтегазовую сферу. То есть наглядно видно, сколько получается анонсированных денег и сколько, по данным статистики, пришло реальных инвестиций.

ИА REGNUM: Говоря о Российском экспортном центре, вы сказали, что есть чему поучиться нашему «Kaznex Invest». Не могу не отметить, что «Kaznex Invest» подотчетен Министерству по инвестициям и развитию, где вы занимали позицию вице-министра.

Я как раз и курировал «Kaznex Invest» в части привлечения инвестиций, экспорт курировал другой мой коллега. Полагаю, я имею определенное моральное право делать публичные упреки в эффективности работы этой структуры. К ней много вопросов — агентство финансируется из государственного бюджета на суммы примерно от 3 до 5 млрд тенге в год, работает больше сотни человек. Мое мнение: результаты работы с подобным огромным финансированием очень слабые, в основном, проведение и обслуживание бизнес-форумов, бизнес-миссий, реальный эффект от которых минимален.

Напомним, как уже сообщало ИА REGNUM, о планах подписания по итогам бизнес-форума 40 совместных договоренностей на общую сумму 27 миллиардов долларов (1,7 трлн руб.) накануне, 4 октября, сообщил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

В тот же день в Астане прошел XIII Форум межрегионального сотрудничества Казахстана и России. В бизнес-форуме участвовали около 900 предпринимателей, из них 400 — российские. «Это очень солидный десант», — отметил президент России Владимир Путин.

По поводу взаимодействия двух государств в целом российский лидер добавил, что нужно реагировать на проблемы и проводить корректировку: «Да, мы знаем, есть определенные проблемы, связанные с объективными обстоятельствами. Но, даже имея в виду объективный характер этих обстоятельств, которые требуют небольшой корректировки в торгово-экономическом обороте, мы должны на это реагировать, искать варианты как нивелировать эти негативные явления».