3 октября исполнилось 23 года со дня расстрела российского парламента в октябре 93-го года. Фактически тогда решалось, кто и по какой схеме будет приватизировать Россию.

Как известно, победил курс Ельцина. Его поддержали танки Павла Грачева. Ваучерная приватизация и залоговые аукционы. Гиперинфляция уничтожила советские накопление на сберкнижках. Чековые инвестиционные фонды, как корректно выразились реформаторы, не сработали. Многие из них оказались обычными финансовыми пирамидами.

Большинство российских граждан вряд ли получили что-то серьезное от приватизации. Основная собственность оказалась у очень узкого круга физических лиц. Государство потеряло контроль во многих ведущих компаниях, включая «Газпром». На рынке акций приватизированных предприятий в 90-е годы господствовали иностранные инвесторы. При этом рынок был фактически не доступен для рядовых россиян. Стандартная сделка на нем составляла несколько сотен тысяч долларов.

Можно было ли поступить по-другому?! Конечно, можно. Приватизацию можно было бы проводить не за ваучеры, а за деньги. Плюс советские вклады в Сбербанке можно было бы конвертировать в акции нефтегазовых, телекоммуникационных и электроэнергетических монополий. Именно они всегда были основой капитализации российского фондового рынка.

Ну и, несмотря на победу в октябре 93-го года, либеральный экономический курс, в том числе курс на массовую приватизацию, провалился. Доля расширенного правительства в экономике России составляет 70%. Фактически в России построена государственная экономика, за которую выступало большинство сторонников Руцкого и Хасбулатова.

Начиная с дела «ЮКОСа» в 2003 году государство постоянно увеличивало свое присутствие в экономике. И теперь, как и 23 года назад, снова стоит вопрос: кто и как будет приватизировать Россию? Однако процесс этот, видимо, будет не очень быстрым. Ускоренная приватизация сейчас невозможна. К тому же не стоит забывать, что либеральные партии полностью провалились на последних выборах.