Спикер нижней палаты парламента Казахстана опроверг обвинения в рейдерстве
Астана, 28 сентября, 2016, 18:22 — ИА Регнум. Председатель Мажилиса (нижняя палата) парламента Нурлан Нигматулин опроверг обвинения, выдвинутые председателем Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаевым.
Напомним, Матаев, выступая 27 сентября с последним словом на судебном процессе, сообщил, что знает имена тех, кто стоит за его уголовным преследованием.
«Это бывший руководитель администрации президента Нурлан Нигматулин, один из руководителей Нацбюро по противодействию коррупции Талгат Татубаев, полуолигарх и полумедиа-магнат Александр Клебанов, в своё время получивший израильское гражданство. Мы не раз об этом открыто писали. С их подачи началось уголовное преследование моей семьи, с их подачи разрушено здание пресс-клуба в Алма-Ате, с их подачи парализована деятельность Союза журналистов Казахстана, с их подачи арестовано наше имущество, с их подачи мы с сыном содержимся под арестом длительное время», — заявил Сейтказы Матаев.
Нурлан Нигматулин, который с апреля 2014 года по июнь 2016 года занимал пост руководителя Администрации президента, а ныне является спикером нижней палаты парламента, на следующий же день опроверг обвинения в свой адрес, назвав слова Матаева «попыткой политизировать процесс».
«Не скрою, мне было неприятно видеть и читать это заявление. В то же время, мне очень жаль, что Сейтказы оказался в такой ситуации. Это большая его личная трагедия. С его делом я знаком также, как и другие, из материалов в СМИ, и, насколько я понимаю, у закона к нему очень серьезные претензии. Но это дело суда и только суда — определять, насколько он виновен или нет. А само заявление, по моему мнению, это просто попытка политизировать судебный процесс, придать ему некий политический окрас. Возможно, это своеобразная линия защиты. Однако, хочу твердо заявить, что эти заявления высказанные в мой адрес — чистейшая выдумка и не соответствуют действительности», — говорится в сообщении Нигматулина, распространенном сегодня, 28 сентября, в казахстанских СМИ.
Поспешил откреститься от своей якобы заинтересованности в преследовании Матаева и другой названный на процессе человек — Талгат Татубаев.
Примечательно, что сегодня, 28 сентября, распоряжением президента Казахстана Нурсултана Назарбаева Талгат Татубаев был назначен руководителем Национального бюро по противодействию коррупции Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции.
Обвинения со стороны Сейтказы Матаева могут серьезно подпортить карьеру новоиспеченному руководителю антикоррупционного органа. Поэтому он с ответом также не медлил. И его заявление было распространено в СМИ вместе с заявлением Нигматулина.
«Это ложь. Никакого заказа в отношении Матаевых не было. На всех следственных действиях присутствовали два его адвоката Петров и Бакиева. Нарушений прав Матаева в ходе досудебного производства не допущено. Встречи, о которых говорит Матаев, проходили по его инициативе и в рамках уголовно-процессуального законодательства. На них он говорил, что готов сотрудничать и возместить причиненный им ущерб. И даже написал в наш адрес соответствующее заявление. Весь судебный процесс (над Матаевым — ИА REGNUM ) был открытым, ежедневно на нем присутствовали представители СМИ, которые освещали все происходящее в зале. Все общество видело, как Матаев ловчил и выгораживал себя, прикрываясь своим здоровьем. Пытался сыграть на эмоциях и привлечь внимание общества за счет своей популярности, в том числе используя свой медиа-ресурс. Фактически ни Матаев, ни его защитники каких-либо доказательств в противовес обвинения не предоставили. Более того, на суде всю ответственность он пытался переложить на своего покойного заместителя Кимасова, которого он называл своим отцом. Как можно комментировать слова человека, у которого нет моральных устоев. В целом, хотелось бы отметить, что по роду своей профессиональной деятельности, мы привыкли к различного рода нападкам. Это и есть издержки нашей профессии», — заявил Татубаев.
Напомним, 27 сентября завершилось главное судебное разбирательство по делу председателя Союза журналистов Казахстана, вице-президента Конфедерации журналистских союзов стран СНГ и Прибалтики, президента общественного объединения «Национальный пресс-клуб» Сейтказ Матаева и его сына — генерального директора международного информационного агентства КазТАГ Асета Матаева. Оба они обвиняются в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов.
Дело Матаевых получило широкий общественный резонанс не только в Казахстане, но и за его пределами. Напомним, в защиту главы Союза журналистов Казахстана выступили Таджикский Медиа Альянс, председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов, главы медиаорганизаций Киргизии, Международная правозащитная организация «Артикль 19» и многие другие.
Пока длилось следствие, Матаевы, равно как и их защитники, неоднократно заявляли о многочисленных нарушениях со стороны Национального бюро по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы), которое теперь возглавляет Талгат Татубаев, до этого занимавший должность заместителя руководителя ведомства.
На заседании 27 сентября сторона обвинения попросила суд признать обоих подсудимых виновными в инкриминируемых им преступлениях и назначить наказание в виде лишения свободы: Сейтказы Матаеву — 6 лет и 8 месяцев в колонии общего режима с лишением права заниматься предпринимательской деятельностью сроком до 3 лет, Асету Матаеву — также 6 лет в колонии общего режима. Кроме того, прокурор попросил конфисковать все имущество, принадлежащее обоим подсудимым.
Сейтказы Матаев, выступая с последним словом, в котором он назвал Нигматулина и Татубаева главными заинтересованными лицами, пояснил, что причиной заведения этого дела являются активы и имущество Национального пресс-клуба. При этом он сообщил, что Нурлан Нигматулин в свое время требовал отдать ему международное информационное агентство КазТАГ.
«Мне Нигматулин на одной из встреч в администрации президента прямо заявил: «Отдай «КазТАГ» и всё остановим. Прекратим дело и освободим от уголовной ответственности. Но при этом сообщил, что конфискуют здания в Алма-Ате и «Дом журналистов» в Астане. Он говорил: «Подумай о детях, подумай о внучках. С чем ты оставишь их со своей несговорчивостью?». Теперь прокуратура и суд пытаются отобрать это имущество через обвинительный приговор», — рассказал на суде Матаев.
Между тем, сегодня, 28 сентября, на пресс-конференции, посвященной завершению главного судебного разбирательства, общественный защитник Сейтказы Матаева, его супруга Баян Рамазанова, сообщила, что, если суд первой инстанции вынесет обвинительный приговор, то адвокаты Матаевых будут его обжаловать во всех вышестоящих инстанциях — вплоть до международного суда в Гааге.
«Наши адвокаты представили прокуратуре и суду все финансовые документы, составленные независимыми аудиторами. И, по идее, эти документы должны были подтвердить невиновность Сейтказы и Асета Матаевых. Однако мы видим, что эти обвинения остались в силе. Но мы еще не теряем надежды на то, что будет вынесено справедливое решение. Все-таки на дворе не 1937 год, когда расстреливали интеллигенцию без суда и следствия, и люди не имели никаких прав. Сейчас на дворе XXI век, мы живем в суверенном Казахстане, у нас действует Конституция, которой должны придерживаться все граждане Казахстана независимо от их служебного положения и ранга», — заявила на брифинге Рамазанова.