Сельское здравоохранение и развитие северных территорий края - таковы главные темы краевого совещания, прошедшего в станице Крыловской. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-слежбе администрации Краснодарского края, в его работе приняли участие руководители края, главы городов и районов, специалисты краевой администрации. Почти половина из пятимиллионного населения Кубани сегодня проживает в сельской местности. И среди проблем, касающихся жителей села, здравоохранение является одной из приоритетных.

Основная нагрузка по оказанию медицинской помощи сельскому населению ложится на первичное звено - фельдшерско-акушерские пункты и сельские амбулатории. Но сегодня во многих сельских больницах отсутствуют возможности для экстренной диагностики, а соответственно и экстренной помощи. В настоящее время самой болевой точкой здравоохранения является проблема кадрового обеспечения лечебных учреждений. Она требует принятия кардинальных мер как на краевом уровне, так и на уровне муниципальных образований. На 1 января 2004 года укомплектованность лечебных учреждений врачебными кадрами составляет в среднем по краю 67%, а в сельской местности и того меньше. Развитие системы здравоохранения является приоритетным направлением работы краевой администрации.

Так, например, за два года в рамках губернаторской программы "Скорая помощь" на средства краевого бюджета и спонсоров приобретено более 350 автомобилей, которые сегодня уже работают в городах и районах. Администрацией края совместно с Законодательным Собранием края принята целевая программа "Сельское здравоохранение". На ее реализацию будет направлено 300 миллионов рублей. Программа позволит совершенствовать первичную медико-санитарную помощь населению в сельских районах, обеспечить лечебно-профилактические учреждения на селе необходимым оборудованием и транспортом.

Вторым вопросом повестки дня стояло обсуждение проекта краевой программы социально-экономического развития северных районов - Белоглинского, Кущевского, Крыловского, Новопокровского, Отрадненского и Успенского. В настоящее время разработка программы, рассчитанной до 2010 года, близка к завершению. Следует отметить, что данный вопрос возник не сегодня. Подобная программа принималась еще в 1988 году, но осталась не реализованной. Проблемы все эти годы ждали своего часа.

Основной вопрос, который предстоит решить в ближайшие годы - значительно повысить уровень социально-экономического развития северных районов края, ведь известно, что бюджеты северных муниципальных образований отличает высокий уровень дотационности. Недостаток средств не позволяет самостоятельно развивать инженерную инфраструктуру и, что особенно важно, социальную сферу. Если среднекраевой уровень газификации сельской местности составляет 76 процентов, то в Отрадненском районе этот показатель 44, в Кущевском - 52, Успенском - 63, а в Новопокровском и Крыловском районах не более 38 процентов. В Успенском районе 80 процентов населенных пунктов не имеют сетевых водопроводов, в Кущевском - это каждый третий населенный пункт.

Ко многим населенным пунктам нет подъездных дорог. Существующие дороги, состоящие на балансе сельхозпредприятий, длительное время не ремонтировались и стали непригодными для эксплуатации. Все это во многом и объясняет причину крайне низкой инвестиционной привлекательности северных территорий края. Главной задачей сегодня является сокращение отставания и доведение уровня социально-экономического развития северных районов до среднекраевого. Для достижения этой цели в программе предусматривается два основных направления. Первое подразумевает незамедлительное принятие жестких экономических и административных мер. Необходимо в полной мере включиться в реализацию инвестиционных проектов, обеспечивающих развитие налогооблагаемой базы, повысить уровень оснащенности территорий жизнеобеспечивающими объектами, обеспечить подъезды ко всем населенным пунктам, газификацию и водоснабжение населенных пунктов.

Предусмотрено также развитие социальной сферы и бытового обслуживания населения, строительство жилья для учителей и врачей и ряда других объектов. Общая стоимость программы на 2004-2010 годы ориентировочно составляет 3,5 миллиарда рублей. Объем поддержки из краевого бюджета планируется в размере 2,4 миллиарда рублей. Порядка миллиарда рублей планируется привлечь из внебюджетных источников.