Практически с самого своего зарождения партия «Народ против коррупции» столкнулась с давлением со стороны представителей власти республики. Такое мнение высказал ИА REGNUM 22 июля политический обозреватель газеты «Черновик» Магомед Магомедов.

По его словам, давление выражалось не только в прозрачных намёках главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, считавшего деятельность этой партии ненужной и идущей вразрез с его политикой. Партия, опиравшаяся на официальное духовенство республики, хоть последние это отрицают, стала на самом деле народной силой, считает эксперт, так как духовные лидеры и близкие им молодежные авторитеты умеют мобилизовать народные массы.

«Традиционно, несмотря на официальные данные, дагестанские выборы проходят при низкой явке населения, а результат выборов (особенно, если это касается выборов в НС РД, Госдуму или президента России) формируется в кабинетах администрации главы РД. При таких подходах к выборам, их примерные результаты, как правило, уже известны заранее. Механизм прост: основные партии договариваются между собой о будущем распределении мандатов и согласовании результатов выборов. Появление партии «Народ против коррупции» (НПК), причём на фоне небольшого конфликта главы региона с муфтиятом, показало, что эта партия некий внесистемный проект, способный поломать договоренности основных партий. НПК, совместно с другими внесистемными (не оппозиционными) партиями, могла обеспечить реальную высокую явку населения на выборы, контроль и чистоту избирательного процесса и подсчёта голосов», — считает эксперт.

Именно это, по его мнению, стало причиной того, почему на партию оказывалось сильное административное давление. Первым, как ни странно, сдалось духовенство, выведя из рядов НПК Магомедрасула Саадуева, отмечает Магомедов.

«Вполне возможно, тут сыграли роль и какие-то договорённости между руководством РД и муфтиятом. Оставшиеся в НПК молодежные и гражданские активисты, лидеры намеревались продолжить политическую борьбу, но не выдержали силового давления (к административному давлению, судя по официальным сообщениям НПК, подключились и силовики)», — заявил эксперт.

Что касается дальнейшей перспективы, то у партии остается мощный ресурс, который они намерены направить на поддержку кандидатов в депутаты Госдумы, считает Магомедов. Это, по его словам, позволяет НПК стать мощной союзнической силой для других, внесистемных партий на выборах, так как даже формальное участие партии в выборах позволяет им обеспечивать контроль прозрачности избирательного процесса, подсчета голосов и т.п. Кроме того, партия способна рекомендовать своему электорату, кого поддерживать на будущих выборах. А по наиболее реальному развитию сценария следует ожидать усиления административного давления на другие внесистемные партии (к примеру, на «Родину») и традиционных дагестанских выборов с таким же традиционным переписыванием протоколов и результатов, далеких от реальности, подчеркнул эксперт.

Читайте также по теме: В Дагестане снялась с выборов партия «Народ против коррупции»

Глава Дагестана оценил возможное участие духовенства в выборах в парламент

Партия «Народ против коррупции», которую в регионе считают связанной с муфтиятом республики, в апреле текущего года заявила, что будет участвовать в выборах в Народное собрание Дагестана и в Государственную думу. В числе кандидатов от партии были первый заместитель муфтия республики Магомедрасул Саадуев, сын убитого в 2012 году шейха Саида-Афанди Абдула Ацаев, бывший имам Казбековского района Дагестана Казим Темирбулатов и другие. 21 июля партия заявила, что отказывается от участия в выборах. Одной из причин партийцы называют давление, которое якобы оказывается со стороны руководства республики.