Руководитель отдела правовой помощи Центра информации по правам человека Андрей Арюпин сообщил корреспонденту ИА REGNUM, что Центр подал жалобы в Таллиннский административный суд - двум военным пенсионерам отказано в виде на жительство на основании принятых 17 декабря 2003 года поправок в Закон об иностранцах ЭР. С вступлением их в силу проживающие в Эстонии военные пенсионеры и члены их семей утратили возможность получения постоянного вида на жительство. Арюпин считает, что этот закон станет предметом разбирательства в международных судах, так как противоречит как Конституции ЭР, так и международным обязательствам Эстонии. По мнению Андрея Арюпина участие России было бы логичным в этих судебных процессах в качестве истца.

Ранее в публикации газеты "Молодежь Эстонии" Андрей Арюпин осветил некоторые аспекты этого вопроса: "Еще в октябре 2002 года административная коллегия Государственного суда Эстонии пришла к заключению, что "...в Законе об иностранцах нет положений, которые запрещали бы предоставление постоянного вида на жительство военным пенсионерам, внесенным в список на основании Соглашения". Речь здесь идет о Соглашении между Эстонской Республикой и Российской Федерацией по вопросам социальных гарантий пенсионерам Вооруженных сил Российской Федерации на территории Эстонской Республики. Ничто не запрещало правительству республики предоставлять постоянные виды на жительство таким лицам. Правительство как исполнительный орган власти должно было бы обеспечивать выполнение принимаемого парламентом республики законодательства. Однако в этом случае правительство вместо исполнения законодательства решило "подогнать закон под себя". При этом чиновники оставили без внимания, что при инициировании поправок к Закону об иностранцах необходимо учитывать международные обязательства Эстонии в рамках тех договоров, которые ратифицировал Парламент Эстонии.

Согласно этому Соглашению Эстонская Республика обязалась предоставить виды на жительство военным пенсионерам и членам их семей за исключением лиц, которым по решению эстонского правительства обоснованно отказывается в предоставлении вида на жительство из-за угрозы безопасности эстонскому государству. Следует отметить, что в Соглашении не говорится конкретно, о каком виде на жительство идет речь. Однако если обратиться к международной конвенции о праве международных договоров 1969 года, то можно прийти к выводу, что речь в Соглашении шла об обеспечении военных пенсионеров статусом постоянных жителей Эстонии. Этот вывод вытекает из контекста самого Соглашения. В статье 6 Соглашения стороны договорились, что военные пенсионеры и члены их семей, в том числе инвалиды и участники войны 1941-1945 годов, будут пользоваться на территории Эстонии гражданскими и политическими правами и свободами, а также социальными, экономическими и культурными правами в соответствии с общепризнанными международно-правовыми нормами о правах человека. Одной из общепризнанных норм о правах человека является обязательство государства обеспечить одинаковые права для всех жителей страны. Выполнение этого обязательства невозможно без обеспечения статуса постоянного жителя для тех иностранцев, которые являются постоянными жителями де-факто".

Андрей Арюпин отметил, что эксперты ОБСЕ пришли к аналогичному выводу о противоречии принятых поправок к Соглашению. По их мнению, вступление в силу поправок приведет к одностороннему ограничению статьи 2 Соглашения, которая закрепляет право военных пенсионеров на получение в том числе постоянного вида на жительство в Эстонии. Эта позиция, по словам Арюпина, изложена в отчете Уве Маренхольца, представителя ОБСЕ в эстонской комиссии по военным пенсионерам, созданной на основе Соглашения от 1994 года, который был оглашен в Вене в декабре 2003 года и распространен между делегатами ОБСЕ.