Намерение Витебского горисполкома установить памятник святому благоверному князю Александру Невскому является движением в верном направлении, сталкивающимся с развязанной русофобами пропагандистской кампанией. Об этом заявили белорусские западнорусисты, мнения которых 13 июня опубликованы на сайте «Западная Русь».

Руководитель проекта «Западная Русь», член Союза писателей России Игорь Зеленковский констатировал: «В развернувшейся в последние годы «войне памятников» сейчас уже довольно четко прорисовывается проявление особого вида политической борьбы, в ходе которой разновекторные в своей цивилизационной ориентации общественные силы сталкиваются на гуманитарных полях сражений. Это выражается и различной трактовке белорусской истории, и резко противоположном отношении к двум государственным языкам, и, конечно, в системном наступлении на основную нашу конфессию — Православие».

«По всем опросам подавляющее число белорусов являются носителями общерусской культуры, которые придерживаются православной традиции, разговаривают на русском языке и считают себя одной из трех ветвей русского народа. Ориентированные на «европейские ценности» националистические круги, так называемых «свядомых», имеют поддержку в обществе на уровне статистической погрешности. Тем не менее, ее представители, эксплуатируя заявленную еще в советские времена титульность белорусского языка и культуры, имеют сильные позиции в гуманитарной сфере и в «независимых» СМИ, в основном подпитываемых с Запада», — отметил Зеленковский.

По его мнению, белорусы в большинстве своём являются носителями традиционного самосознания в начале 90-х годов терпимо относились к творчеству так называемых «сознательных» («свядомых»), замкнувшихся в маргинальном гетто. В последние годы ситуация изменяется, констатировал Зеленковский, и «малочисленные, но хорошо структурированные «свядомые» стали оказывать все большее влияние на принятие решений в области культуры и образования».

«Развернувшаяся «война памятников» как раз есть одно из проявлений попытки националистического реванша», — считает руководитель проекта «Западная Русь». Он обратил внимание на участвующие в данном процессе многочисленные зарубежные «белорусские» СМИ, небезуспешно оказывающие давление на чиновников постсоветской республики: «В последнее время эта тактика стала уже массовым явлением и приобрела черты информационного террора, когда по каждому поводу националистически озабоченное меньшинство стало навязывать свою волю всему обществу».

«В истории с памятниками в Витебске мы наблюдаем всю эволюцию данного явления, которое стало уже подходить к опасной черте, когда противостояние в обществе может вырваться из гуманитарной области и пойти по украинскому пути. Впрочем, о своем желании перевести эту борьбу в политическую сферу особенно и не скрывают националистические круги», — отметил Зеленковский.

По этой же проблеме более категорично высказался член Союза писателей Белоруссии и Союза писателей России, лауреат президентской премии «За духовное возрождение» Вячеслав Бондаренко, констатировавший: «С большой грустью приходится наблюдать, как в определенных кругах Белоруссии набирает силу тихий ползучий фашизм, прикрывающийся самыми разными масками».

«В этом смысле война культурных влияний и смыслов, идущая сейчас в Белоруссии, — первый бой с этим самым фашизмом. Стерпим на этот раз — стерпим и во все последующие. А загнанные в подполье проблемы имеют свойство однажды вспыхивать самым страшным огнем», — считает Бондаренко.

Он напомнил про «вой, который поднялся вокруг пьедестала памятника Пушкину» в Могилёве, отметив, что памятник Александру Невскому в Витебске не устраивает русофобов ни в каком виде, «просто потому что не Ольгерд, не Кейстут, не Миндовг, не Витовт» — то есть не литовские князья, которых местечковые националисты считают «белорусскими» и противопоставляют князьям русским.

«Только что вернулся из Таллина. Из того самого, где, по нашим представлениям, разгул национализма и шовинизма. Так вот, в Верхнем городе, прямо напротив парламентского дворца Тоомпеа гордо высится гигантский православный собор Святого Благоверного Князя Александра Невского. Перед ним — толпы восхищенных туристов. И красуется тот собор на бортах туристических автобусов «Tallinn Sightseeing» наравне с ратушей и церковью Олевисте. Видимо, потому что эстонцы, в отличие от некоторых белорусов, хорошо понимают, что православный мир и его ценности — неотъемлемая и достойная уважения часть их истории. И кстати, у водителей этих автобусов я нередко видел российские флажки. При виде которых эстонцы почему-то не падали в обморок от ненависти», — сообщил Бондаренко.

Доктор исторических наук, лауреат Макариевской премии Александр Бендин констатировал: «Попытка белорусских националистов сорвать создание памятника святому благоверному князю Александру Невскому в Витебске должна быть отвергнута. Достаточно уже того, что нахрапистые и горластые маргиналы, пользуясь попустительством городских властей, навязали городу конную статую литовского князя Ольгерда, по поводу лицезрения которой было устроено шутовское представление. Город украсился безвкусным монументальным «шедевром», выполненным в стиле белорусского националистического реализма. Территория старинного русского города оказалась «помеченной» примитивной, псевдогероической символикой, призванной стать объектом нового националистического культа».

«Начавшаяся в Витебске «война памятников» выходит далеко за рамки локального общественного противостояния. Речь идет о гораздо большем: о давно назревшей необходимости организованного общественного сопротивления «ползучему» наступлению воинственного белорусского национализма. Нельзя забывать, что идейным и психологическим фундаментом этого национализма является русофобия. Поэтому нужно говорить о необходимости сопротивления русофобскому национализму, который является идейным источником гражданских смут и конфликтов. Опыт патологической украинской русофобии, выросшей из бандеровского национализма, говорит сам за себя, — констатировал Бендин. — Особенность белорусской ситуации заключается в том, что националисты, будучи в жесткой оппозиции к действующему политическому режиму, оказывают на этот режим идеологическое воздействие. Если в сфере политического противостояния с националистами власть действует решительно и твердо, то в области противостояния идеологий белорусский режим далеко не столь категоричен. Отсюда и практика уступок, как культурных, так и идеологических».

Учёный призвал сторонников общерусского единства не проявлять равнодушия и начать идейное сопротивление с Витебска, ответив на вызов «белорусского национализма». Бендин подчеркнул: «С этим национализмом нельзя примириться, не утратив чувства человеческого достоинства. Возникает ситуация, когда по словам Дитриха Бонхёффера «внутренняя неуверенность, заигрывание с хамом, подлаживание под быдло ведет к собственному оподлению». Допустить этого нельзя. Примитивизм, лживость и нетерпимость националистической идеологии оскорбляют разум и возмущают совесть».

В свою очередь доцент кафедры политологии Белгосуниверситета, кандидат политических наук Всеволод Шимов обратил внимание на «совершенно искусственное» противопоставление литовского князя Ольгерда и русского Александра Невского, отметив: «Естественно, никакой борьбы «белорусов» против «русских», как это пытаются выставить белорусские националисты, тогда быть не могло, — была обычная конкуренция феодальных центров, а Ольгерд и Александр Невский попросту представляли разные феодальные группировки, действовавшие на общем пространстве Литвы и Руси. Поэтому противопоставление «нашего» Ольгерда «их» Невскому или, наоборот, «нашего» Невского «их» Ольгерду выглядит совершенно неуместным, хотя вполне понятно, кому и зачем нужна вся эта политизация истории и сталкивание людей лбами из-за дел давно минувших дней».

«Но и Александр Невский как русский князь и православный святой, к тому же, связанный с Витебском родственными узами — также «наша» фигура, отражающая общность Белоруссии с другими частями русского мира, — констатировал белорусский учёный. — На памятнике 1000-летия России в Новгороде присутствует ряд фигур литовских князей, включая Ольгерда. Установку памятника Александру Невскому в Витебске можно считать своеобразным ответом».

Менее деликатен в оценке ситуации белорусский писатель и журналист Яков Алексейчик, заявивший, что «борьба против памятников княгине Ольге и князя Александра лежит в русле борьбы за то, чтобы оставить белорусов без истории, без веры, чтобы превратить их в прозелитов, которыми можно манипулировать как заблагорассудится. Именно для этого историю настойчиво стараются переписать».

«Всеми фибрами своей души поддерживаю возведение памятников святой княгине Ольге и святому князю Александру Невскому в Витебске, — отметил Алексайчик. — Полагаю, что появление в Витебске памятника язычнику Ольгерду, который вместе с братьями бандитствовал «на три стороны света», как метко пометил А.Мицкевич, в то время, как в Витебске нет памятника основательнице города княгине Ольге и самому прославленному зятю этого города князю Александру, является разновидностью морально-политического кретинизма властей Витебска. Они демонстрируют свою историческую неграмотность и произросшее на этой почве слабоволие. Они не понимают, что борьба ведется не только против русскости, но и против белорусскости, ибо белорусы появились на русской почве, в русском государстве (Российская империя и СССР), а с исчезновением этой почвы исчезнет и белорусскость. Повторял и буду повторять что добавление «бел» сделано к корню «рус». Мы не белобалты, не белоляхи, а белорусы, которых всячески стремятся отвернуть от русских. Борьба вокруг памятников является частью этой политики, этих усилий».