США нужно разработать новую стратегию по отношению к России, поскольку на фоне кризиса на Украине не должно вызывать сомнение то, что та цель, которая была двигателем политического процесса, — медленная, но верная интеграция России в евроатлантическое сообщество, — уже недостижима. Россия, если когда-либо и была заинтересована в этом, уже разуверилась в возможности такой интеграции, и теперь стремления Москвы заключаются в том, чтобы укрепиться в качестве независимой мировой державы, находящейся в центральной Евразии, где страна готовится принять вызов от мирового порядка США, пишет директор-распорядитель консалтинговой фирмы Kissinger Associates Томас Грехем в статье для National Interest.

Стратегия США, отмечает автор, была небезуспешной, поскольку смогла добиться безопасности и процветания в евроатлантическом регионе, по меньшей мере до того, как администрация президента Джорджа Буша — младшего решила принять в ряды НАТО Грузию и Украину.

Для создания новой стратегии, по мнению эксперта, Вашингтону нужно посмотреть на Россию объективно. На сегодняшний день в дискуссиях в американской политике главную роль играют крайности. Так, одни считают Россию основной геополитической угрозой, тогда как другие утверждают, что страна не имеет никакого значения, при этом обе стороны не хотят видеть истинного положения вещей.

Прежде всего, подчеркивает автор, нельзя списывать Россию со счетов, как и не стоит этого делать со страной, обладающей одним из крупнейших арсеналов ядерного оружия, научным сообществом мирового уровня, способным создавать новейшее вооружение, природными ресурсами, а также местоположением, открывающим доступ в регионы несомненной стратегической значимости для США: Европу, Ближний Восток и Восточную Азию.

Более того, даже в урезанном состоянии Россия по-прежнему сохраняет мышление глобальной державы, обладая первоклассным дипломатическим корпусом, все более боеспособными войсками, а также готовностью использовать эти инструменты. И данный элемент будет играть ключевую роль в формировании мирового порядка в ближайшие годы.

В то же самое время перед Москвой стоят громадные вызовы, из-за которых можно говорить лишь о незначительной потенциальной угрозе для США.

С геополитической точки зрения впервые в современности страна окружена регионами, показывающими большую динамику, чем она сама. На востоке — Китай, на западе страны ЕС, которые, несмотря на раскол, все-таки затмевают Россию совместным потенциалом, а на юге регион, в котором царит по большей части хаос. За пределами Евразии лежат США.

Данным геополитическим вызовом и определяются контуры собственной стратегии России. Страна пытается установить свою главенствующую роль над бывшим советским пространством, исторической сферой влияния Москвы и фундаментом её геополитического величия. Она пытается с помощью Китая добиться стратегического баланса с США и экономического — с ЕС. Россия использует противоречия в Евросоюзе, для того чтобы не дать блоку консолидироваться в потенциальную супердержаву, а также стремится заставить США действовать как нормальная сверхдержава, то есть такая держава, которая при продвижении своих интересов учитывает интересы других глобальных игроков, прежде всего, России.

Сможет ли Москва добиться успеха в этих начинаниях — это вопрос открытый. На данный момент страна испытывает трудности в том, чтобы сохранить свои позиции в бывшем советском пространстве против наступления со стороны Запада и Китая, не говоря уже о том, чтобы расширять свое влияние на другие регионы.

На фоне сложившейся ситуации, утверждает автор, основополагающими принципами политики США в отношении России должны стать следующие шаги.

Для начала, считает автор, нужно принять тот факт, что наступила новая эра. Нет необходимости в перезагрузках, продолжении стратегического партнерства или восстановлении отношений, какими они были. Не надо также и возвращаться к непримиримым отношениям соперников в холодной войне, в которых основное внимание будет уделяться сдерживанию. Вместо этого нужно подходить к России на основе твердого расчета национальных интересов и безэмоциональной, безыдеологической оценки того, как Россия может помочь или помешать Вашингтону в продвижении его целей. Основное внимание Белого дома должно быть сосредоточено также на внешней, а не на внутренней политике России.

В данной широкой рамке Белый дом должен подстраивать свою политику, для того чтобы она отражала те различные роли, которые играет Россия, с точки зрения национальных интересов США, в том или ином регионе по тому или иному вопросу.

На Европейском континенте, например, Россия бросает США вызов в том, как считает автор, что нарушает принятые нормы межгосударственных отношений, а также работает для разложения единства Европы. Этому нужно противостоять. В Восточной Азии, наоборот, Москва могла бы быть партнером в создании гибкого баланса сил, с помощью которого подъем Китая не будет подрывать ключевые национальные интересы США. На Ближнем Востоке — с учетом последних действий в Сирии и активной дипломатии — с Кремлем теперь нужно считаться при решении геополитических вопросов в регионе. И здесь Россия, по мнению автора, будет местами партнером, местами соперником при решении, в частности, сирийского кризиса и, что важнее, при создании стабильного баланса сил между основными игроками в регионе. В то же самое время, несмотря на постоянные предупреждения о грядущем геополитической конфронтации, Арктика сможет по-прежнему быть зоной взаимодействия при защите хрупкой окружающей среды и развитии богатого коммерческого потенциала.

По международным вопросам, таким как ядерное нераспространение, международный терроризм, энергетическая безопасность, изменения климата и борьба с пандемиями, в сотрудничестве с Россией существует громадный потенциал, до тех пор, однако, пока США не преувеличивают то, насколько общие между Белым домом и Кремлем интересы. Как показал сирийский опыт, США и Россия понимают угрозу терроризма по-разному, предлагают различные пути борьбы с ним и придают ему различное знание в своей политике. И по всем другим международным вопросам обе страны сталкиваются с аналогичными расхождениями по вопросам интерпретации, реакции и приоритетов.

Будет непросто создать единую политику из большого числа различных подходов к России по деликатным вопросам. Как структурировать санкции так, чтобы не подтолкнуть ослабленную Россию в руки Китая? Как подключить Россию к делам на Ближнем Востоке так, чтобы это не наносило вред национальным интересам США в регионе и при этом снижалась напряженность на Европейском континенте?

Таким образом, половина работы новой администрации будет сделана, если она откажется от прежней стратегии периода после холодной войны и создаст новую, для эффективного воплощения которой потребуется идти на компромиссы по большому числу вопросов во всё более изменчивом глобальном контексте. Вашингтону придется принимать сложные решения, однако, считает автор, создание такой политики не находится за гранью возможностей Белого дома. Более того, только так США смогут добиваться своих национальных интересов сейчас и в будущем.