В России сложились все условия для того, чтобы напряженность в социально-экономической сфере обретала протестные формы. Растет число безработных и работников, которые сталкиваются со снижением или задержками заработной платы. Не избежать этой участи и бюджетным учреждениям, которых ждут новые волны «оптимизации» штатов. Признаков восстановления экономики пока не видно. Такие выводы следуют из результатов мониторинга социально-экономической напряженности регионов в сфере трудовых отношений за первый квартал 2016 года, проведенного Центром экономических и политических реформ, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Согласно данным официальной статистики, с ноября-декабря 2014 года реальные доходы демонстрируют устойчивую тенденцию к снижению. Так, в декабре 2014 года и в мае 2015 года падение превысило 7% в годовом исчислении, а в январе 2016 года реальные доходы населения упали в сравнении с январем 2015 года на 6,2%.

С начала 2014 года также наблюдается тенденция роста задолженность по заработной плате, хотя она сопровождается значительными колебаниями. Так, в январе 2015 года по сравнению с декабрем 2014 года задолженность снизилась с 2,4 млрд рублей до 2 млрд рублей, однако уже в феврале 2015 года суммарный долг составил 2,5 млрд рублей, в марте — 2,8 млрд рублей, в июле — 3,3 млрд рублей, в декабре — 3,8 млрд рублей.

В январе 2016 года долг вновь снизился (но не до уровня января 2015 года) — до 3,5 млрд рублей, однако в феврале вновь вырос — уже до величины 4,3 млрд. На 1 марта вновь наблюдалось снижение, но в настоящее время задолженность достигла рекордного значения 4,471 млрд рублей.

К концу I квартала 2016 года задолженность по заработной плате, согласно данным Росстата, имелась почти перед 80 тыс. работников, преимущественно занятых в обрабатывающих производствах и строительстве. Задержки заработной платы, переход на неполное рабочее время, массовые увольнения и угроза закрытия — все эти случаи распространены на предприятиях в этих отраслях, отмечается в отчете.

При этом кризис широко затронул и предприятия стратегических отраслей — тяжелую промышленность, организации, выполняющие оборонный заказ: например, «Уралавтоприцеп», «ЧТЗ-Уралтрак», автозавод «Урал» (все — Челябинская область), «Уралприбор», «Уралвагонзавод» (оба — Свердловская область), «Тамбоваппарат» (Тамбовская область), «Радиоприбор» (Приморский край), и другие.

Особенно тревожным сигналом выступает тот факт, что в 2015—2016 гг. наблюдается рост значения просроченных бюджетных ассигнований. Достаточно отметить, что доля таких задержек в структуре общего долга по зарплате до 2014 года включительно составляла порядка 1%, но в 2015 году возросла до 3,4%, а в 2016 году уже достигла 4,2%.

Учитывая усугубляющуюся проблему бюджетного дефицита, в будущем следует ожидать более частых случаев задержки заработной платы из-за несвоевременного получения бюджетных средств. В связи с этим возвращается такое кризисное явление, как забастовки бюджетников. Так, в марте из-за проблем с задержкой заработной платы по всей стране было зафиксировано значительное число забастовок учителей школ, подчеркивается в отчете.

Дефицит бюджета ведет также и к сокращению государственного заказа, от которого зависят многие предприятия. Уже сейчас выявлен прирост безработицы за год на 0,4% (до 5,8% на февраль 2016 года); при этом удлиняется и средняя продолжительность поиска работы безработными, которая у женщин составила 7,8 месяца, а у мужчин — 7,4.

В целом, при сохранении существующих тенденций и текущей экономической политики предприятия различных секторов ожидают дальнейшие сокращения, переход на неполное рабочее время; все больше организаций будет приходить к банкротству, указывают в Центре экономических и политических реформ.

На этом фоне продолжается негативная динамика по ряду других ключевых индикаторов состояния промышленности. За январь-февраль 2016 года индекс промышленного производства оказался на 0,7% ниже показателя за аналогичный период 2015 года. При этом уровень обрабатывающего производства в частности оказался ниже на 3,2%.

В целом по экономике доля убыточных предприятий на январь 2016 года составила 37,6% в сравнении с 36,1% в январь 2015 года. В январе 2014 года объем просроченной кредиторской задолженности организаций составлял около 1,43 трлн рублей, на январь 2016 года — уже примерно 2,36 трлн рублей.

При этом ухудшается статистика и по «рождаемости организаций» — в январе 2016 года было зарегистрировано 28,8 тыс. организаций, а ликвидировано — 43,1 тыс., то есть на 14,3 тыс. больше.

Таким образом, рост безработицы и падение реальных доходов населения, накладываясь на общее депрессивное положение в промышленности, неизбежно приведут к дальнейшему снижению уровня потребительского спроса в экономике и, как следствие, усугублению кризисных тенденций, заключают в ЦЭПР.

На этом фоне хозяйствующим субъектам и разным группам населения понадобится дополнительная государственная поддержка, не запланированная в и так уже дефицитном бюджете.

Все это уже привело к росту недовольства населения и, видимо, будет способствовать ему и дальше. Во многих российских регионах сложились условия для того, чтобы напряженность в социально-экономической сфере обретала более выраженные протестные формы, подчеркивается в докладе. Среди «лидеров» в рейтинге социально-экономической напряженности, согласно расчетам ЦЭПР, оказались Самарская и Свердловская области, Москва, Ивановская, Челябинская, Смоленская области, Забайкальский и Красноярский края, Новгородская область и Приморский край.

Впрочем, несмотря на то, что многие показатели в долгосрочной перспективе демонстрируют явные негативные тенденции, российские высшие чиновники показывать беспокойство не склонны. Ведомства предпочитают прогнозировать в ближайшем будущем если не успехи, то хотя бы стабилизацию российской экономики, а в отчетах положительные краткосрочные колебания выставляют чуть ли не как признак скорого экономического восстановления.

Напомним, что в рамках прямой линии Владимир Путин заявил, российская экономика сейчас проходит «серую полосу», при этом за последнее время, вопреки всем трудностям, в ней наметился даже определенный «положительный тренд». .

Положительную оценку грядущим экономическим перспективам дали в Минэкономразвития. 21 апреля министр экономического развития Алексей Улюкаев на заседании правительства РФ заявил, что базовый сценарий макроэкономического прогноза ведомства предполагает рост ВВП РФ в 2017 году в 0,8%. Ранее министр заявлял о том, что не исключена возможность восстановления роста и в текущем 2016 году. При этом роста безработицы Минэкономразвития в ближайшие годы не предвещает, а к 2019 году ждёт даже небольшого снижения до 5,7%.

Ранее, в конце марта, ведомство также отчиталось о том, что в феврале падение российской экономики прекратилось. Согласно данным мониторинга ведомства «О текущей ситуации в экономике Российской Федерации в январе-феврале 2016 года», которые приведены на официальном сайте Министерства экономического развития, из зоны спада вышло также и непосредственно промышленное производство.

«По оценке Минэкономразвития России, в феврале 2016 года произошла остановка спада экономической активности. Индекс ВВП с исключением сезонности составил 0,0% к предыдущему месяцу против — 0,1 в январе. Положительную динамику с сезонной корректировкой показало промышленное производство в целом (за счет добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств)», — говорится в сообщении.

Тем не менее, по данным мониторинга, в России действительно продолжает увеличиваться глубина падения реальных располагаемых доходов населения. Так, в феврале 2016 г. они сократились на 6,9% в годовом выражении, а в целом за первые два месяца текущего года снижение составило 6,7%.