Министерство финансов Белоруссии и Евразийский банк развития (ЕАБР) 25 марта подписали соглашение о предоставлении Минску финансового кредита из средств Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР). Об этом 28 марта сообщает пресс-служба белорусского ведомства.

«Соглашением предусмотрено выделение финансовых ресурсов на сумму 2 млрд долларов США в поддержку мер экономической политики и структурных преобразований правительства и Национального банка Республики Беларусь на 2016−2018 годы, одобренных Советом Евразийского фонда стабилизации и развития 25 марта», — говорится в сообщении.

Уточняется, что кредит будет предоставляться отдельными траншами, каждый из которых — сроком 10 лет, включая 5-летний льготный период.

Пресс-служба Евразийского банка развития сообщает, что средства будут предоставлены Белоруссии семью траншами в течение 2016−2018 годов, при этом первый транш в размере 500 млн долларов «будет перечислен в течение ближайших нескольких дней, поскольку Беларусь выполнила все ключевые условия в рамках этого транша».

Остальные шесть траншей кредита будут предоставляться Белоруссии по мере выполнения соответствующих условий. Предполагается, что два транша Минск получит в 2016 году, три транша — в 2017 году, один транш — в 2018 году.

Как отмечают в ЕАБР, выделяемый кредит призван поддержать программу реформ правительства и Национального банка Белоруссии, состоящую из двух крупных блоков мер экономической политики — создание макроэкономических предпосылок экономического роста и проведение рыночных реформ, нацеленных на обеспечение его устойчивости.

Для достижения макроэкономической стабилизации программой предусматривается, в частности, усиление контроля над денежным предложением, проведение гибкой валютной политики и достижение бездефицитного бюджета. Укрепление внешних балансов должно обеспечиваться выходом на бездефицитное сальдо бюджета через сокращение субсидий, в том числе в результате повышения окупаемости услуг ЖКХ и сокращения компенсаций по процентным ставкам в рамках директивного кредитования, и сдержанный рост бюджетных расходов на заработную плату.

«Структурные меры политики предусматривают значительное увеличение уровня возмещения затрат на ЖКХ тарифами для населения с 30% на конец 2015 года до 70% — на конец 2017 года, что приведёт к сокращению бюджетных субсидий предприятиям ЖКХ, рационализации потребления услуг ЖКХ населением, и сокращению перекрёстного субсидирования как важного фактора повышения конкурентоспособности белорусской экономики», — говорится в сообщении ЕАБР.

Как сообщало ИА REGNUM, в минувшем году официальный Минск отрабатывал возможность получения финансовой помощи из разных источников, основными из которых рассматривались правительство РФ, банки России и Евразийский фонд стабилизации и развития (основным донором которого является также Россия), а также МВФ. В марте 2015 года официальный Минск обратился в ЕФСР с заявкой на получение нового кредита, не выполнив условия кредитования АКФ ЕврАзЭС. Переговоры с ЕФСР о новой кредитной программе затянулись, в августе и декабре фонд рассматривал предложения руководства постсоветской республики, но так и не принял решения.

Министр финансов России Антон Силуанов, оценивая причины, по которым совет ЕФСР в декабре не одобрил программу финпомощи официальному Минску, отметил, что совет желал «определить более значимое количество структурных мер при предоставлении первого транша кредита, поскольку он наиболее ёмкий — 500 млн из 2 млрд долларов кредита».

Напомним, что ЕАБР является распорядителем средств ЕФСР — бывшего Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Россия через ЕФСР фактически оказывает финансовую поддержку постсоветским республикам, в частности — Белоруссии. Так, за последние пять лет официальный Минск дважды обращался за кредитами, и оба раза — во время кризисов.