«Республика Молдова хоть и вышла из Советского Союза, но, как говорится, Советский Союз из Молдовы так и не вышел», — заявил посол Молдавии в Румынии Михай Грибинча на прошедшей в Бухарестском университете конференции «Поколение Объединения: исторический контекст, действия, результаты», посвященной 98-й годовщине румынской оккупации Бессарабии, передает корреспондент ИА REGNUM.

Говоря о возможности объединения Молдавии с Румынией в настоящее время, дипломат призвал к «реализму, мудрости и зрелости». «События тех лет могут стать хорошим источником знаний, источником вдохновения для сегодняшнего поколения и для будущих поколений. Я думаю, узнав больше о событиях, связанных с Великим объединением, сегодня мы можем действовать мудро и более зрело. Я говорю о реализме и зрелости, потому считаю, что эти качества нам необходимы больше всего, говорим ли мы об объединении, воссоединении, либо о наших желаниях и действиях на сегодняшний день», — сказал Грибинча.

Он заявил, что анализ ситуации показывает существенные различия между ситуацией в регионе в 1918 году и в настоящее время. «Я думаю, нам нужно провести четкое различие. Во-первых, сегодняшняя республика — это не Бессарабия 1918 года, ни с точки зрения национального состава, ни с точки зрения территории и границ. Во-вторых, Республика Молдова гораздо более разобщена с политической, административной, этнической, языковой, религиозной точек зрения, нежели Бессарабия 1918-го», — отметил молдавский дипломат. Он также заявил, что сегодня «часть территории Республики Молдова оккупирована Россией — это так называемая Приднестровская Молдавская Республика».

Справка ИА REGNUM:

Оперативная группа российских войск (ОГРВ) и российские миротворцы находятся на территории Приднестровской Молдавской Республики в соответствии со статьями 2 и 4 Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, подписанного в 1992 году главами России и Молдавии в присутствии президента Приднестровья. Согласно статье 8 данного Соглашения, его действие может быть прекращено либо «по согласию сторон», либо «в случае выхода из него одной из договаривающихся сторон». Несмотря на постоянные попытки подвергнуть сомнению и дискредитации мандат России на выполнение миротворческой миссии и требования вывести российские войска из Приднестровья, о своем выходе из Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта Кишинев до сих пор не объявил.

«На территории Республики Молдова есть автономия — Гагаузия, устав которой четко предусматривает, что в случае, если Республика Молдова теряет свою государственность, она получает право на самоопределение», — добавил он.

Грибинча обратил внимание и на то, что «политическая элита Республики Молдова и Бессарабии 1918-го — это совершенно разные вещи». «Многие из тех, кто голосовал за объединение в 1918-м, прошли через царскую тюрьму. Большинство же тех, кто голосовал за независимость Республики Молдова в 1991 году, прошли советскую партийную школу. А те, кто сегодня живет в Республике Молдова, очевидно, несут часть этого советского багажа, и будет совсем нелегко откинуть его прочь», — сказал посол.

Молдавский дипломат также отметил, что «в отличие от Бессарабии 1918-го, Республика Молдова уже имеет 25-летнюю историю в качестве независимого государства». «В течение этого периода создавалась не только номенклатура, целью которой является укрепление и увековечение государства Республика Молдова, но и особый менталитет. Несколько поколений детей получили образование в школе как граждане независимого государства», — сказал Грибинча.

Другим аспектом, который, по его словам, также необходимо иметь в виду, является «российская пропаганда, которая и сегодня продолжает работать в Республике Молдова». Информационное влияние Москвы в Молдавии Грибинча характеризует, как «если не более, то, по крайней мере, столь же опасное, как и военное присутствие в Приднестровье»

«И последний аспект, который необходимо также принимать во внимание, когда мы говорим о прагматизме в политике и сегодняшней ситуации, это международная ситуация, которая совершенно иная. Бессарабия в 1918-м была только что оторванным от Российской империи регионом, который еще не получил международного признания. Республика Молдова сегодня признана всеми странами, является членом ООН и других международных организаций. Румыния, в свою очередь, также является частью тех же организаций, и, более того, является членом НАТО и ЕС. И внешнеполитические решения Румынии не могут быть приняты без учета этого статуса», — подвел итог Михай Грибинча.

Справка ИА REGNUM :

Под «Великим объединением» 1918 года в Румынии понимается произошедшая в 1918 году оккупация Румынией Трансильвании, являвшейся частью Австро-Венгрии, и Бессарабии, с 1812 года являвшейся частью России. 27 марта 1918 года на заседании бессарабского Сфатул Цэрий (Совет Страны) был поставлен вопрос об объединении Бессарабии с Румынией, а 26 ноября 1918 года под давлением румынских оккупационных войск и при отсутствии кворума 25% депутатского корпуса было принято решение о «безусловном присоединении Бессарабии к Румынии», которое следом было опротестовано значительной частью депутатов, направивших ноту протеста Румынии. Сфатул Цэрий — парламент провозглашенной на территории Бессарабской губернии Российской империи в декабре 1917 года и официально просуществовавшей год Молдавской Демократической Республики, приняв это решение, прекратил свое существование, а следом за ним и сама республика, ликвидированная указом короля Румынии.

Румынская оккупация Бессарабии никогда не признавалась СССР. В 1924 году на территории Приднестровья и сопредельных районов Украинской ССР была образована Молдавская автономная ССР в составе УССР. 28 июня 1940 года СССР вернул Бессарабию, в результате объединения которой с МАССР была создана Молдавская Советская Социалистическая Республика. Юг Бессарабии и север Буковины были включены в состав УССР. Однако уже через год, в 1941-м, Румыния вновь оккупировала эти и другие территории СССР, которые были окончательно освобождены Красной армией в 1944 году. До оккупации 1918 года Бессарабия никогда не являлась территорией Румынии, появившейся в качестве независимого государства по решению Берлинского конгресса 1878 года.